«Telegram нужен как независимый проект»: как Дуров пытался найти деньги на мессенджер и запустил рекламу
В 2021 году стало понятнее, откуда у Telegram появятся деньги. Главное о расходах мессенджера, вариантах монетизации и причинах появления «раздражающей» рекламы в Telegram.
Telegram с самого начала позиционировал себя как независимый и бесплатный проект. Его основатель Павел Дуров обещал не давать контроль в мессенджере сторонним инвесторам и не брать деньги с пользователей: монетизация могла помешать росту аудитории.
Но с ростом сервиса растут и расходы: при достижении определённого размера приложения обычно продают или монетизируют, говорил Дуров. Telegram хотел избежать обоих вариантов или найти нестандартный способ монетизации — без рекламы, подписки и платных функций.
Компания решила зарабатывать на токенах: в 2018-2019 годах Дуров привлёк на создание блокчейн-платформы $1,7 млрд, не смог её запустить из-за запрета SEC и остался в долгах перед инвесторами.
В итоге мессенджеру пришлось пойти по проторенному пути: в 2021 году Telegram запустил рекламу, анонсировал подписку и донаты, а также привлёк кредиты, которые могут быть конвертированы в акции компании.
Павел Дуров финансировал Telegram из личных средств
Создание и работа Telegram с самого начала финансировалась из личных средств Дурова, которые он получил от продажи своей доли в размере 12% во «ВКонтакте». Об этом в январе 2020 году писал Forbes со ссылкой на протокол допроса Дурова, который был проведен в рамках разбирательства с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC). Тогда компания впервые пыталась монетизировать проект и запустить блокчейн-платформу TON.
Официально стороны не раскрывали сумму сделки. По данным источников Forbes, на момент продажи «ВКонтакте» оценивалась в $3-4 млрд, то есть Дуров мог выручить за свою долю $360-480 млн. Павел Дуров основал Telegram вместе с братом Николаем, возможность участия которого в акционерном капитале на допросе не обсуждалась.
Расходы мессенджера
На серверы, коммутаторы и другое оборудование приходится примерно 40% расходов Telegram. Мессенджер в основном работает на собственных серверах, но есть и сторонние. Дуров купил серверы на полученные от продажи «ВКонтакте» деньги, следует из протокола допроса.
В начале 2020 года самой значительной частью расходов Telegram были зарплаты сотрудников. В 2017 году в Telegram Group работали от 25 до 30 человек, также компания пользовалась услугами «сотен» независимых подрядчиков. К январю 2020 года количество сотрудников «не сильно изменилось», говорил основатель компании.
В интервью The Kernel в 2015 году он рассказывал, что Telegram разрабатывают «лучшие инженеры мира», которые получают предложения от Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google. Но Telegram не могла предложить им мотивацию в виде фондовых опционов, так как Дуров не собирался продавать мессенджер.
Поэтому компания должна платить им «конкурентноспособные зарплаты», иначе у проекта не останется инженеров. По словам Дурова, в 2015 году мессенджер каждый месяц тратил на разные цели $1 млн.
Telegram «всегда будет бесплатным», но компании нужны деньги
У компании было несколько целей: не концентрироваться на прибыли, но самостоятельно покрывать свои расходы, остаться независимой, делать бесплатный для пользователей сервис, обеспечить безопасность общения.
«Финансовая самодостаточность»
Компания не хотела «прожигать деньги вечно», говорил Дуров в интервью. Когда-нибудь мессенджер должен был начать зарабатывать, но не больше, чем нужно для оплаты своих расходов.
Telegram «не фокусируется на максимизации прибылей, а предоставляет ценность для общества», говорил Дуров в начале 2015 года. Он сравнивал проект с некоммерческой организацией, так как Telegram тратит всё, что зарабатывает.
Дуров планировал, что в будущем Telegram станет «финансово самодостаточным» и придёт к бизнес-модели, которая позволит зарабатывать на оплату трафика, оборудования и зарплаты людей.
Независимость
Одним из вариантов избежать введения платных функций или рекламы было привлечение инвестиций. Но Дуров не хотел продавать компанию или даже долю в ней, чтобы не предоставлять инвесторам контроль и не «хоронить» идею Telegram.
Нельзя прийти к венчурному капиталисту и сказать: «У меня есть альтруистическая идея и гуманитарная миссия». Можно обратиться к правительству или другим авторитетным органам, чтобы тебе дали денег, но ни одно правительство не даст миллион долларов просто так. Скорее всего, они захотят получить некий контроль, что похоронит всю идею. Нам просто повезло оказаться в выгодной позиции. Павел Дуров. 2015 год
Отсутствие монетизации
Telegram изначально отказался от монетизации — она могла помешать росту количества пользователей, рассказывал Дуров на допросе. По его словам, чтобы выстроить бизнес-модель, сначала нужно вырасти «до приличных размеров».
Но сам мессенджер будет всегда бесплатным для пользователей: не будет платных опций, подписки и рекламы, обещал Дуров.
Я считаю, что наш вектор развития, то, куда мы движемся, в итоге приведет нас к жизнеспособной, самостоятельной бизнес-модели. Думаю, мы начнем эксперименты в этом направлении уже очень скоро. Могу сказать, что не будет ни платных опций, ни платной подписки, ни рекламы. Telegram всегда будет бесплатным для пользователей. Наша монетизации скорее будет касаться платформ сторонних разработчиков и разделения доходов. Павел Дуров. 2015 год
В июне 2015 года у сервиса было 62 млн пользователей — достаточная база, чтобы привлечь сторонних разработчиков для создания продуктов на Telegram. О планах создать на платформе сторонние платные приложения Дуров рассказывал и в интервью Wired.