Обыкновенная генетта
Чего это она вдруг «обыкновенная»? Тоже мне, нашли «обыкновенную»… Генетта — это редкость, экзотика, чудо и сплошные восторги. А они — «обыкновенная»…
Хотя, скорее всего, эти загадочные «они» — на самом деле всеми уважаемый великий естествоиспытатель Карл Линней, который однажды в 1758 году взял на себя труд описать генетту. Нет, он ее не открыл, про этих зверей и до него знали все кому не лень — он просто ее описал. Мол, вот, есть у нас такой зверь, немного нелепый, конечно, но вполне обыкновенный, бывают звери еще более нелепые. С тех пор и повелось — все прочие генетты, которые у нас почему-то часто пишутся с одной «т», что противоречит латинскому названию (Genetta), род хищных млекопитающих семейства виверровых, имеют описательную добавку типа «лесная» или «водяная», или «серваловая», или «гребенчатая». А наша — просто «обыкновенная», Genetta genetta. Я бы на ее месте обиделась.
В наших краях домашняя генетта — это все еще диво дивное, редкость, даже не имеющая определенной цены. То есть кто-то продает малышей тысяч по сто с хвостиком, в то время как другие готовы расстаться с ними буквально за копейки, и в чем тут дело, я понять не могу. Видимо, налицо проблема спроса: наши люди про генетт просто ничего не знают и им в голову не приходит даже захотеть завести такое вот обыкновенное чудо. Впрочем, не знают у нас про них уже гораздо меньше, чем лет двадцать назад,— некоторое количество генетт есть и в России, так что мы в этом смысле становимся ничуть не хуже людей. Хотя и сильно от них отстаем: в свое время, а именно в раннем Средневековье, генетт в Европе было почти как грязи. Их держали как мыше- и крысоловов, да и просто как домашних питомцев. Ну а потом их вытеснили кошки… Между прочим, есть мнение, что генетт одомашнили раньше, чем кошек, но кто ж теперь в этом может быть уверен?
Даже перестав быть популярным домашним животным, генетты сумели вписаться в европейскую жизнь. Хотя вообще-то они звери исконно африканские, и вот там-то их держали (и держат до сих пор), видимо, еще с тех времен, когда у людей только появились первые в истории припасы, которые надо было охранять от доисторических грызунов. Ну а в Европу их начали понемногу привозить, судя по всему, еще во времена Геродота. Веками сбегая от своих хозяев, эти хищники прелестно обосновались в приятном климате Франции и Испании, стран зажиточных, изобилующих богатыми помойками, а также мышами и крысами, и постепенно стали тут еще одним представителем местной фауны. Конечно, здесь попрохладнее, чем в родной Африке, но генетты неприхотливы, они даже в горах как-то устраиваются. Не то чтоб они гнездились прямо на вершине Монблана, но на высоте под 2 тысячи метров они себя чувствуют вполне непринужденно.