Тектонические сдвиги: два тренда, способных изменить венчур в России
К началу 2019 года в России сформировались два тренда: корпоративные акселераторы и частно-государственные партнерства в сфере IT. В нынешнем году они могут заметно изменить венчурную отрасль, а в будущем привести к расцвету новых высокотехнологичных компаний.
В конце 2018 года автоконцерн Ford решил вступить в битву на новом для себя рынке — аренде электросамокатов. Это очень новая сфера, и борьба за первенство еще впереди. Ford сначала пытался сделать собственный проект, а потом просто купил стартап Spin (до $100 млн по данным СМИ), чтобы максимально быстро выйти на рынок. Кстати, на ней неплохо заработал фонд Дмитрия Гришина: Grishin robotics инвестировал в Spin в 2017 году.
Если бы эта ситуация произошла в России, то это подняло бы привлекательность и предпринимательства, и инвестирования, а корпорация быстро получила бы доступ к новым технологиям. К сожалению, пока подобная ситуация в РФ маловероятна. Наши корпорации из реального сектора не любят покупать стартапы, от чего страдают и сами корпорации, и предприниматели, и инвесторы. Правда, ситуация начала меняться, и это один из главных трендов прошедшего и нынешнего года.
Можно долго рассуждать о перспективных отраслях для инвестиций, вроде искусственного интеллекта или VR, но в 2018 году в России сформировались два тренда, которые способны в нынешнем году заметно изменить саму венчурную отрасль. Начали формироваться корпоративные акселераторы и появились государственно-частные предприятия в сфере ИТ. Они помогают расти высокотехнологичным компаниями, а те в свою очередь — возникать российским сервисам, которые учитывают особенности русского языка, климата и прочие незаметные, но важные элементы национальной специфики.
Свои фабрики стартапов
В октябре 2019 года на конференции Corporate Innovation Day директор по управлению проектами Управления цифровой трансформации банка ВТБ Наталия Дегтярева рассказывала, как она с коллегами запускала корпоративный акселератор в банке. Было непросто. Помимо того, что пришлось ногами ходить по всем подразделением и пытаться увлечь новым проектом, еще нужно было перебороть убеждение, что это просто пиар-проект. За несколько месяцев группу по работе со стартапами в ВТБ удалось увеличить с 4-5 до 50 человек.