Технологии на полку: какие цифровые инструменты применяет ретейл, чтобы сдержать цены
Стоимость одинакового товара в двух соседних сетевых магазинах часто может отличаться на 7–15%, а в третьем этого товара в час пик может не быть вовсе. Но дело даже не в закупочных ценах (хотя и они важны), а в том, насколько эффективно игроки рынка выстраивают цепочку поставок. Василий Демин, доктор технических наук и исполнительный директор консалтинговой компании КСЛ, рассказывает про технологии, которые помогают производителям, поставщикам и ретейлерам снижать операционные затраты и сдерживать рост цен для конечного потребителя
Кадры все еще решают, но больше не должны
Вопреки общему мнению, снижение затрат, влияющих на цену товара, сегодня в основном происходит не за счет снижения его качества или себестоимости, а за счет технологий, которые используются на пути от склада до полки. И дороже всего на этом пути обходится труд операционного и линейного персонала. По нашим оценкам, за последние полтора года зарплаты в этом сегменте выросли в среднем на 34%. И можно ожидать, что в ближайшие год-полтора они вырастут еще на 40–50%, потому что линейного персонала катастрофически не хватает.
Этот тренд коснется всех и уже сейчас порождает кейсы бизнес-провалов. Так, недавно у одного крупнейшего DIY-ретейлера увольнение всего лишь одного сотрудника парализовало работу склада площадью 15 000 кв. м. Сотрудник по рации координировал работу кладовщиков, водителей и погрузчиков и успешно делал это восемь лет подряд, пока внезапно не решил покинуть компанию. Системы управления складом (Warehouse Management System, WMS) не было. План отгрузок после этого не выполнялся неделями, продажи и NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности) упали, что в итоге привело к колоссальным убыткам.
Другой региональный производитель, FMCG, застопорился в росте, потому что бодрая динамика спроса на продукт потребовала увеличения на 30–40% штата персонала на производствах и складах. Однако в Рязанской области не нашлось столько сотрудников, а те, кто все же приходил, нуждались в длительной адаптации, чтобы без цифровизации разобраться в адресном пространстве, процессах и правилах товарного соседства.
Пока нет оснований думать, что проблема человеческого фактора может быть решена человеческим же ресурсом. И компании, которые всерьез приняли этот риск, уже перестраивают складские процессы на рельсы цифровизации. Например, на складах Х5, «Магнита» и S3 (производитель и дистрибьютор электротехники и товаров для дома) уже несколько лет работает «войс». Эта технология передает задания WMS в наушники или на голосовой жилет сотруднику, навигирует его по складу и принимает обратную связь, переводя голос в цифру. Благодаря ей