«Птицы свободного полета»: почему в России растет дефицит креативных кадров
Российская креативная индустрия фиксирует нехватку кадров. Сложнее всего найти квалифицированных специалистов среднего звена, а также глав подразделений, которые готовы работать из офиса. Чтобы закрыть позиции многим приходится нанимать джунов — молодых неопытных сотрудников — и обучать их самостоятельно
«Уже около девяти месяцев мы не можем закрыть вакансию креатора», — жалуется в разговоре с Forbes Екатерина Лисейчева, основательница и генеральный директор event-агентства «Мандариновая лиса». Чтобы найти специалиста, команда несколько раз переписывала текст вакансии, подсвечивая для соискателей бонусы компании — гибкий график, добровольное медицинское страхование (ДМС) и прочее. Но ничего не помогает.
Сложности с кадрами испытывают и другие игроки рынка. О них заявила почти треть из 540 представителей креативного бизнеса, опрошенных онлайн-школами XYZ School и Bang Bang Education, где обучают творческим профессиям. Схожие результаты показали опросы сервиса «Актион» среди 280 HR-специалистов — 20% участников рассказали о дефиците кадров.
Forbes поговорил с российскими предпринимателями и рекрутерами и узнал, каких креативных специалистов сейчас найти сложнее всего, чем вызван кадровый голод и как он связан с удаленным форматом работы.
Качественная проблема
По мнению экспертов HeadHunter, в креативном бизнесе нет дефицита кадров — соискателей в этом сегменте больше, чем вакансий. По подсчетам рекрутинговой платформы, на одну открытую позицию сейчас приходится 17 резюме. Основная проблема на рынке — нехватка квалифицированных специалистов, считают собеседники Forbes.
Об этом говорит генеральный директор студии видеопродакшена Yes, today! Film Артем Жданов. Его компания ищет опытного линейного продюсера с декабря 2022-го. За прошедшие месяцы на вакансию откликнулось более 800 человек, но только восемь-десять соискателей команда пригласила на собеседование: «Когда мы начинаем изучать резюме и знакомиться с кандидатами ближе, мы понимаем, что людей, которые разбираются в своей работе, делают ее качественно, сейчас, к сожалению, очень мало».
Нехватку «уверенных middle-специалистов» на российском рынке подтверждает руководитель отдела рекламы в металлургическом холдинге «Новосталь-М» Лилия Изгалина. По ее наблюдениям, в индустрии стало мало людей, которые способны самостоятельно решать задачи и оценивать результаты своей работы. Дефицит квалифицированных сотрудников среднего звена чувствует большинство опрошенных XYZ School и Bang Bang Education — о нем заявили 42% респондентов.
О сложностях с поиском опытных кадров говорит и Евгения Фишелева, управляющий директор коммуникационного агентства Lunar HARE. Но, по ее наблюдениям, сложнее всего найти глав подразделений — senior-дизайнеров (старших дизайнеров) и арт-директоров. Об этом свидетельствуют данные опросов: 53% участников исследования XYZ School и Bang Bang Education рассказали о нехватке старших специалистов, руководителей групп и внутренних бизнес-направлений.