В каком направлении развивается электротранспорт?

ТехИнсайдерАвто

Будущее из розетки: чего ждать от электромобилей

Аккумуляторы для морозов, батарея в роли рамы и провода с охлаждением: рассказываем, в каком направлении развивается электротранспорт.

Tекст: Сергей Иванов

Революция Tesla

Интерес к машинам, не требующим бензина, возник еще в середине прошлого десятилетия и был напрямую связан с деятельностью компании Tesla. Ее основатели Мартин Эберхарт и Марк Тарпеннинг – а также Илон Маск, выкупивший впоследствии стартап, – реализовали идею, которая прежде никому не приходила в голову, – создать первоклассный электромобиль, не обращая внимания на его себестоимость.

Выяснилось, что если не бояться поднять розничную цену такой машины до 40–80 тыс. долл., то ее запас хода вырастет со 150 до 400 км, а время разгона до 100 км/ч сократится с 12 до 5 с. И внезапно спрос на такую технику оказался во много раз выше, чем можно было ожидать.

Tesla невольно добавила аргументов политикам и общественным деятелям, продвигающим экологическую повестку. Если раньше противники электрокаров утверждали, что такой транспорт слишком дорогой, медленный и не располагает сколько-нибудь приемлемым запасом хода, то с появлением компании Илона Маска единственным возражением против машин на батарейках осталась цена. И тут на помощь пришли дотации на покупку в богатых государствах.

По данным агентства «Автостат», за 2023 год в России продали 14 089 новых электромобилей – в 4,7 раза больше, чем в 2022-м. Если для вас это все еще экзотика, посмотрите вокруг: в любом мегаполисе внимательный наблюдатель за минуту заметит в потоке по меньшей мере парочку электрокаров.

По количеству произведенных электромобилей в четвертом квартале 2023 года Tesla уступила мировое лидерство китайской марке BYD, но на ситуации в целом это никак не отразилось: китайцы повторяют путь Маска, просто их авто дешевле.

Современный массовый электромобиль в зависимости от рынка стоит около 30–45 тыс. долл. У него, как правило, полный привод и минимум 200 лошадиных сил. Тяговой батареи хватает на то, чтобы проехать на одном заряде до 500 км. Даже в условиях российской зимы, расходуя энергию на обогрев салона, такие модели способны преодолеть не менее 200 км. При этом от мощного зарядного терминала батарея полностью заряжается за 1–1,5 часа.

Машин с такими характеристиками уже сейчас можно насчитать десятки. Tesla Model 3 и Model Y, Volkswagen ID.4, BYD Yuan Plus, Zeekr 007 и Zeekr X, Ford Mustang Mach-E, Hyundai IONIQ 5, Nissan Ariya – список можно продолжать еще долго. И это только в массовом, не премиальном сегменте. Словом, электрическое будущее уже наступило. Вопрос в том, что дальше.

Верхний ряд: Tesla Model Y (коэффициент аэродинамического сопротивления Cx = 0,23), BYD Yuan Plus (Cx = 0,29); нижний ряд: Zeekr X (Cx = 0,28) и Hyundai IONIQ 5 (Cx = 0,29).

Удвоение напряжения

Hесколько десятилетий назад в нашей стране изменили напряжение в бытовой электросети – с прежних 127 В перешли на 220. Нечто подобное сейчас происходит в мире электромобилей. В подавляющем большинстве электрокаров используются литиевые источники питания, напряжение которых колеблется в районе 3,6–3,7 В. Разумеется, в машинах стоит не один аккумулятор, а целая батарея из сотен элементов.

Изначально большинство автопроизводителей предпочитали работать с напряжением примерно 400 В. У этого параметра, однако, есть важное ограничение. Из школьного курса физики мы помним, что при передаче электроэнергии сила тока прямо пропорциональна напряжению. Иными словами, чтобы передавать батарее больше энергии, при зарядке надо повысить либо силу тока, либо вольтаж.

Увеличение силы тока приводит к росту сопротивления и необходимости расширять пропускную способность проводов. В крупных зарядных терминалах уже сейчас применяются кабели с жидкостным охлаждением. Альтернатива – повышение напряжения. Сегодня стандартом становятся 800 В – это позволяет добавить мощности, не меняя ни силу тока, ни сечение кабелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Как убедиться, что фотографии действительно удалены с телефона Как убедиться, что фотографии действительно удалены с телефона

Как сделать так, чтобы личные фотографии не вернулись из цифровой могилы

ТехИнсайдер
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Грифонаж, страпонтен, глабелла, нёрдл: необычные названия привычных вещей Грифонаж, страпонтен, глабелла, нёрдл: необычные названия привычных вещей

Грифонаж, страпонтен, петрикор: вы точно знаете эти вещи

ТехИнсайдер
Фиаско Илона Маска Фиаско Илона Маска

Почему не сработала идея вакуумного транспорта – гиперлупа?

ТехИнсайдер
Уйти в айти Уйти в айти

7 востребованных IT-профессий, которые можно освоить, даже если ты гуманитарий

Лиза
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты Врагу не пожелаешь! Вот почему люди впадают в кому: интересные факты

Кома — одно из самых загадочных и сложных состояний глубокой потери сознания

ТехИнсайдер
Как летает «Кинжал» Как летает «Кинжал»

Что такое аэробаллистическая траектория и в чем ее преимущества

Популярная механика
Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре Правда ли, что волосы на самом деле мертвые: 11 любопытных фактов о нашей шевелюре

Мы стараемся тщательно ухаживать за волосами, но так мало о них знаем

ТехИнсайдер
Криптоутки Криптоутки

Сегодня DApp-игры – один из самых быстрорастущих рынков

Популярная механика
О пользе лени: 5 причин разрешить себе бездельничать О пользе лени: 5 причин разрешить себе бездельничать

Лень укрепляет здоровье и делает нас более продуктивными

РБК
Человек и его бактерии Человек и его бактерии

Отвечаем на главные вопросы о кишечной микрофлоре

Популярная механика
10 лучших фильмов Дастина Хоффмана 10 лучших фильмов Дастина Хоффмана

Лучшие картины с участием Дастина Хоффмана

Правила жизни
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему

Как деревянная лестница несет в себе историю религиозных споров и дипломатии

ТехИнсайдер
Скажем истерике «нет» Скажем истерике «нет»

Как реагировать на детскую истерику?

Лиза
«Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле» «Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле»

Джон Кэлхун доказал: удовлетворение всех потребностей человека ведет к гибели

ТехИнсайдер
Вопрос времени Вопрос времени

Чем прошлое отличается от будущего и почему время течет в одном направлении?

Вокруг света
Художник Роман Сакин: У меня пропадают работы, вместо них появляются деньги. Это как суррогатное материнство Художник Роман Сакин: У меня пропадают работы, вместо них появляются деньги. Это как суррогатное материнство

Художник Роман Сакин — про античность и взгляд на мир игрока в Minecraft

СНОБ
Времена года повлияли на моральные ценности американцев Времена года повлияли на моральные ценности американцев

Одобрения сплачивающих моральных ценностей зависит от времени года

N+1
Царство покоя Царство покоя

7 интерьерных секретов, которые помогут быстрее засыпать

Лиза
Точка опоры Точка опоры

Мифов о позвоночнике сложено немало, разбираем самые живучие из них

Лиза
Криминальный гардероб: как спортивный костюм стал символом обездоленного класса Криминальный гардероб: как спортивный костюм стал символом обездоленного класса

Как одежда становится маркером преступности?

Forbes
Николай Бобров: «Перу — это севиче и чича морада» Николай Бобров: «Перу — это севиче и чича морада»

Николай Бобров о стажировке в Перу, колорите и четырех тысячах видов картошки

Bones
Флоресские «хоббиты» возникли не менее 700 тысяч лет назад Флоресские «хоббиты» возникли не менее 700 тысяч лет назад

Рост флоресских хоббитов был гораздо меньше, чем у более поздних потомков

N+1
Гроссмейстеры больших данных Гроссмейстеры больших данных

Как стать гроссмейстером по машинному обучению

ТехИнсайдер
Как позвонить на Алису: подробная инструкция Как позвонить на Алису: подробная инструкция

Сейчас мы расскажем, как позвонить домой на Алису с телефона

CHIP
Не до шуток: почему умирает жанр ситкомов и какой будет комедия положений будущего Не до шуток: почему умирает жанр ситкомов и какой будет комедия положений будущего

Почему зрители больше не хотят смотреть ситуационные комедии?

Forbes
Открыть в приложении