Тех же щей погуще влей. Станет ли правительство Мишустина «командой прорыва»
Новое правительство под руководством Михаила Мишустина сформировано, вице-премьеры и министры «расселись» по местам. Те, кто покинул правительство, переместились либо в администрацию президента, либо в смежные по прежней деятельности госструктуры: почти никто не забыт и не заброшен. Стоит ли теперь ждать от кабинета Мишустина экономического прорыва?
Если рассматривать кадровую «рокировку», устроенную Владимиром Путиным, вкупе с предложенными поправками к Конституции, то с точки зрения пиара достигнут умеренно положительный эффект: рейтинги доверия власти, прежде всего, самому президенту выросли на несколько процентов. Если рассуждать с точки зрения экономической и социальной политики, то при смене кабинета министров не было обозначено никаких конкретных амбициозных «прорывных целей», тем более не сказано о существенной корректировке экономического курса. По сути, речь идет о «тонкой настройке» того, что уже есть. Используя народную поговорку, «тех же щей погуще влей».
Новое правительство пришло без готовой программы, прозвучали лишь разрозненные идеи. Будут входить в курс дела, подготовят предложения, в том числе насчет корректировки национальных проектов, которые остаются краеугольным камнем экономической политики. В общем было сказано, что правительство намерено добиться роста экономики и благосостояния граждан и улучшить инвестиционный климат.
Как сформулировал это сам Мишустин, «мы должны максимально быстро приступить к реализации тех задач, которые поставил президент в своем послании. Это демография, поддержка семей с детьми, это в конце концов рост доходов людей, забота о тех, кому нужны помощь государства, качественное здравоохранение, образование, все то, что называется повышением уровня жизни».
Впрочем, задачу добиться темпов выше среднемировых президент поставил применительно к следующему году. Это теперь. А три года назад такая задача ставилась применительно к году нынешнему. Но на этот год Минэкономразвития прогнозирует рост в 1,7%, что почти в два раза ниже среднемировых темпов. Хотя не исключено, что начавшаяся в Китае эпидемия, вызванная новым коронавирусом, внесет поправки в эти планы, вызвав глобальное замедление экономики, и нам будет на кого списать собственные неудачи.
Надо заметить, что, с точки зрения макроэкономики, предыдущее правительство не так чтобы провалилось. Если говорить об исполнении нацпроектов, то отставание в освоении средств, обозначившееся к осени, к концу года было почти ликвидировано. Расходы, запланированные на них в бюджете, были исполнены на 91,4%, было потрачено более 1,6 трлн рублей при плане 1,75 трлн. Максимальным стало исполнение нацпроектов «Наука» (99,1%), «Культура» (на 99%) и «Здравоохранение» (на 98%). Самые низкие показатели у нацпроектов «Экология» (66,3%), «Цифровая экономика» (73,3%) и «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%). Однако если поверить чиновникам в том, что трудности с кассовым исполнением были вызваны во многом ужесточением контроля и отменой авансовых платежей, то даже последние цифры не выглядят ужасающими. При этом бюджет был исполнен с существенным профицитом: доходы превысили расходы почти на 2 трлн руб. (1,8% ВВП). Расскажите об этом даже в самых богатых европейских странах, а также в США — обзавидуются, страны с таким профицитом сейчас днем с огнем поискать по всему миру.