Основатель бизнеса и его друг инвестор: как не поссориться и вместе заработать деньги
Одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются многие основатели бизнеса и их инвесторы — глубинное взаимное непонимание. Фаундеры не представляют себе, в каких категориях думает инвестор и что ему действительно нужно от стартапа. А венчурные предприниматели хотят, чтобы фаундер мыслил так же, как бизнес-ангел или фонд. Очевидно, что в такой ситуации успешного сотрудничества не получится. Более того, это может привести к конфликту. И хорошо еще, если обе стороны достаточно разумны, чтобы услышать друг друга и решить все мирным путем.
Вот недавний пример: конфликт Филиппа Ильина-Адаева (основатель «Банки.ru») и фонда Russia Partners. Напомню: Филипп считал, что инвестор намерен вытеснить его из бизнеса, а фонд утверждал, что контракт на поставку контента Ильин-Адаев заключил по завышенной цене, причем со своей же фирмой. Начались взаимные упреки и разбирательства. А бизнес пострадал. Чтобы при взаимодействии фонда и фаунедра таких ситуаций не возникало, я рекомендую следовать ряду принципов. Все они были созданы и проверены нами в ходе многолетней результативной работы с основателями успешных стартапов. Считаю, что это своего рода фундамент для сближения позиций и достижения прозрачности в отношениях.
1Человек с деньгами — тоже человек
Правильный инвестор оперирует средствами, заработанными за счет своей напряженной работы, интеллекта и умения создавать. У нас в России распространены заблуждения: «Инвестор всегда плохой, а предприниматель всегда хороший», «Люди с деньгами все время хотят обмануть, отобрать гениальный продукт и весь бизнес». Видимо, это пошло откуда-то из 90-х. В отечественной культуре вообще сильно деление на своих и чужих, причем с чужими можно особо не церемониться: к средствам какого-то абстрактного «чужого» инвестора часто относятся не так трепетно, как, скажем, к деньгам, полученным от друзей (знаю это по реальному опыту). Кроме того, в России к большим суммам зачастую относятся как к «ничьим», «общим», и расходуются они неэффективно. Такая неэффективность как раз и губит бизнес. Поэтому я призываю фаундеров видеть за деньгами фондов реальные интересы и реальных людей. Не случайно мы порой знакомим основателей своих ключевых стартапов с реальными частными инвесторами (LP), чтобы они понимали, что это живые люди, инвестирующие собственные заработанные таким же предпринимательским трудом средства.
2Фаундер должен понимать «кухню»
Инвестор обязан помочь фаундеру понять основы венчурного бизнеса. Любая инвестиционная сделка предполагает применение сложного инструментария (финансового, юридического, организационного и пр.). Плохо, если фаундер в нем не ориентируется: инвесторы не очень любят работать с людьми, не понимающими венчурный бизнес, поскольку в какой-то момент это может выйти фонду боком. С другой стороны, на инвестора работает множество людей, от аналитиков, считающих риски, до юристов, готовящих сделки. В то же время фаундер обычно думает в других категориях: его интересует продукт и продажи. Это правильно, но этого мало. Понятно, что структурировать сложную сделку предприниматель уметь не должен, но понимать основные понятия – обязан. И правильный фонд должен здесь фаундеру помочь: дать ему необходимую информацию о том, как работает рынок венчурных инвестиций, о базовых понятиях и категориях; о том, как должны быть оформлены и структурированы сделки, и прочее. Мы, например, собрали