Как Трамп попал в «ловушку Фукидида»
Напряженность вокруг Ирана не спровоцирована чьими-то планами на большую войну или смену существующего там режима. Но хотя война никому не выгодна, риски крупномасштабного конфликта остаются высокими.
Еще одна война на Востоке, призрак которой явился в этом году вместе с убийством американцами иранского генерала Касема Сулеймани, конечно, справедливо пугает обывателей. С каждым новым конфликтом в нашем глобальном взаимосвязанном мире растет опасность для путешествий, деловых контактов, туризма. Трагедия с украинским лайнером в аэропорту Тегерана — одно из мрачных тому свидетельств. Эти риски, несомненно, в ближайшее время будут только увеличиваться.
Но политологов, и тем более бизнесменов и политиков, как показывает серьезная аналитика, больше волнуют другие вопросы. Как сказал мне недавно один из крупных арабских бизнесменов: «Война с Ираном? Вряд ли кто-то из влиятельных людей этого хочет. Меня, например, интересует даже не это, а будет ли новая глубокая рецессия в мировой экономике, темпы которой столь очевидно замедляются?».
Эмиратский «Арабский стратегический форум» со штаб-квартирой в Дубае, в частности, к началу 2020 года подготовил 11 самых важных на ближайшее десятилетие вопросов для региона. Среди них нет ни одного о большой войне! На период до 2030 года ближайших соседей Ирана беспокоят темы все той же экономической депрессии, ядерного нераспространения, торговых распрей между США и Китаем и шансов на наполняемость бюджета благодаря ее экспорту, что, естественно, заботит поставщиков нефти.
Что касается доходов от экспорта нефти, они, по всем прогнозам, сохранятся на уровне, приемлемом для производителей. Спрос на «черное золото» будет поддержан растущим во всех смыслах населением Индии и Китая. Продолжающиеся беспорядки в Ливии, Ираке и вокруг того же Ирана и дальше будут мешать, на радость конкурентам, их планам нарастить добычу. Тем не менее, избыток предложения на мировых рынках, очевидно, сохранится.
Эти факторы как минимум играют на то, что цены на нефть уже вряд ли станут запредельными, как мечтали еще несколько лет назад отдельные прогнозисты, делая ставку на $250 и более за баррель в случае большой войны с участием Ирана. Это объясняет, почему и сейчас, несмотря на апокалипсические комментарии насчет третьей мировой войны, рост цен оказался умеренным. Рынки, во-первых, чутко уловили, что и в Тегеране, и в Вашингтоне стараются избежать разрастания кризиса. Как бы в доказательство иранцы в отместку за гибель генерала Сулеймани пока всего лишь показательно ударили по американским военным базам в Ираке, но обошлось без жертв. Во-вторых, нефть Персидского залива уже не так жизненно важна для Запада, как это было в 70-х годах XX века.