Воспаление хитрости
Как сделать так, чтобы самый строгий учитель стал глиной в ваших руках и отпустил ребенка на Мальдивы, объясняет психолог Марина Мелия.
Родители часто жалуются: трудно наладить отношения с учителями, особенно если это первая для ребенка школа или просто новая. А комфорт детей во многом зависит от взаимодействия взрослых. В их жизни и так многое меняется, лишние проблемы не нужны.
Для того чтобы не возник сбой в отношениях, чтобы учитель нас услышал и захотел помочь, очень важно понять, что он собой представляет, почему ведет себя так, а не иначе. Своим клиентам я предлагаю простую, но эффективную типологию. Она базируется на глубинных психологических характеристиках, но проста для понимания и использования.
Профи
Это человек дела. Главное для такого учителя — предмет, который он преподает. Сам знает его досконально, посещает курсы повышения квалификации, читает специализированную литературу, стремится разобраться во всех тонкостях своего дела и считает, что знания — лучший воспитатель.
Он ориентирован на высокое качество работы, тщательно готовится к урокам, требует дисциплины, ценит точные ответы. Его в буквальном смысле бесит, если кто-то пропускает занятия, а значит, «выпадает» из плана.
Взаимоотношения людей учителю-профи не очень-то интересны. Он не стремится вникать в специфику возраста, психологических особенностей детей, ведь школа, по его мнению, — это место, куда приходят получать знания. Для него общение — это обмен информацией, не более.
Когда такому учителю начинают объяснять, что ученик не сделал домашнюю работу, потому что ему неожиданно пришлось присмотреть за младшей сестренкой, это вызывает у него раздражение. То, что происходит в семьях учеников, его не слишком волнует.
Душа компании
Такой педагог как раз ориентирован на общение. Ему важно, чтобы родители ему радовались, чтобы школьники бежали к нему навстречу. Он стремится быть приветливым, внимательным и ждет этого от других. Хочет, чтобы его воспринимали как симпатичного, хорошего человека. Любит поговорить на внешкольные темы, и подчас их обсуждение превращается для него в самоцель.
Он старается индивидуально подойти к каждому ученику, подобрать к нему ключик. С учениками постарше допускает даже несколько фамильярное общение. Такие учителя быстро начинают дружить с детьми, стараются наладить отношения с их родителями, вникают в семейные дела учеников. Им нравится, что дети бегают по коридору, толкаются, шумят и веселятся.