Без вариантов
В начале карьеры Хавьер обещал матери не позорить старую актерскую династию Бардемов. К 2020 году на счету испанца более полусотни ролей в кино, «Оскар» и статус мировой звезды. Мама довольна.
Если кто-нибудь в будущем возьмется снимать фильм про 51‑летнего Хавьера Бардема, то как минимум у костюмеров сложностей не будет. Джинсы. Футболка AC/DC (актер обожает рассказывать, как однажды за кулисами после концерта буквально упал на колени перед гитаристом группы Ангусом Янгом). Кожаная куртка. И кепка — как будто с головы солиста все тех же AC/DC. Несмотря на суперуспешную карьеру в Голливуде, Хавьер по-прежнему живет в пригороде родного Мадрида («Мне редко предлагают проекты в Испании: многие думают, что я живу за границей и не приеду сниматься. А еще все думают, что я прошу заоблачные гонорары. Это тоже неправда»). За пределы Испании он выезжает обычно лишь на съемки и на премьерные показы своих фильмов. Еще — на церемонии вручения кинонаград, но это уже по настроению: Бардем не очень жалует публичные мероприятия. Одной из последних важных премьер был показ фильма «Неизбранные дороги» (в прокате с 23 апреля, 18+) на Берлинском кинофестивале. По сюжету герой Бардема — музыкант Лео — страдает от психического расстройства, а его сознание блуждает где-то в прошлом, возвращаясь к моментам, которые стали своеобразными развилками на его жизненном пути.
В фильме ваш герой представляет несколько путей, по которым могла бы пойти его жизнь. А вы можете представить мир, где Хавьер Бардем не стал бы актером?
Совершенно точно нет. Я вырос в семье, где сложно было бы выбрать другой путь. Моя мама (Пилар Бардем. — Прим. ред.) — актриса. Когда я только начинал, она мне сказала: «Если хочешь делать эту работу, относись к ней серьезно. Твоя фамилия — Бардем, она на слуху уже несколько десятилетий». Мои предки по материнской линии играли в театре еще во времена, когда актеров хоронили за церковной оградой, поэтому я всегда знал, что этой фамилии нужно соответствовать.
В детстве вы помогали матери репетировать?
Постоянно. Каждый раз, когда она играла в новой пьесе, мне сразу же выдавался текст, и мы вместе его проходили. Кстати, у моей мамы потрясающая память — меня это всегда просто восхищало, потому что мне это не передалось. Бывало, что другая актриса заболевала и маме приходилось ее заменять. Она могла выучить целую пьесу за пару дней. Не спала ночами, повторяла реплики. Я не спал вместе с ней. Знаете, я вдруг сейчас понял, что именно поэтому ненавижу театр. Отлично, не придется тратиться на психоаналитика!