Россия нас не забудет
Гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов в свободное от переработки газа время вместе с женой Еленой занимается добычей других достояний России — потерянных сокровищ императорских дворцов
На бирке три буквы: ИЗД. «Императорский Зимний дворец, — расшифровывает мне Михаил Карисалов. — Эрмитажный комод дилеры продают, как раз перед вашим приходом прислали фотографию». В нашу прекрасную эпоху диджитала путь человека, желающего продать фамильный императорский стол, укоротился до двух шагов — достать номер мобильного телефона генерального директора «Сибура» и отправить ему вотсап. А достать много проще, чем сто лет хранить в целости комод с заветными буквами. Карисаловы известны в узких кругах обладателей антиквариата лет тридцать. Но в последнее время особенно ими любимы — с тех пор как в 2012‑м Михаил впервые явил миру сокровища своей семьи. Показал Боровиковского, Брюллова, Тропинина, Маковского в Екатерининском дворце Царского Села, попутно подарив музею столик-бобик в стиле жакоб и порфировую вазу Колыванской фабрики.
Дальше Михаил продемонстрировал в Музее А. С. Пушкина свою русскую наборную мебель и отблагодарил институцию письмами Тургенева — включая одно-единственное письмо, сохранившееся из переписки Ивана Сергеевича с младшей дочерью Александра Сергеевича. В музее «Павловск» были представлены карисаловские античные вазы, в Историческом музее — серванты мастера Гамбса, того самого, за стульями которого охотился Остап Бендер (стульев в коллекции Михаила, кстати, нет). Накануне нашей встречи все в том же Историческом музее закончили показывать резную кость — сто двадцать ларцов-теремков из кости моржа, икон из бивней мамонта и иного искусства мастеров Русского Севера. По итогам коллекция музея на Красной площади, само собой, пополнилась «приличным», как формулирует сам Михаил, количеством резных шкатулок.
Отдыхающая от выставок часть монументального собрания Карисаловых квартирует в специальном семейном хранилище подле Адмиралтейства в родном для семейства Петербурге. В московском доме Михаила и его жены Елены нет ломберных столиков с маркетри и апулийских амфор с сатирами. Зато об искусстве, что там есть, не надо проводить ликбез ни гостям, ни корреспонденту светского журнала. В холле стоит «Космический носорог» Сальвадора Дали. Карисалов выменял скульптуру у товарища по счастью собирать русскую мебель, владельца галереи «Три века» Андрея Руденцова: Елена, с тех пор как шестнадцать лет назад познакомилась на отдыхе в Испании с творчеством Дали, им интересуется. Сам Михаил ценит Эрнста Неизвестного — убедительного вида бронзовые кулаки мирно стоят у простенка в столовой. Над Неизвестным висит «Ломаный стол» Николя де Сталя. Французского художника русских кровей и трудной судьбы Елена полюбила на выставке в Музее Пикассо, когда Карисаловы отдыхали в Антибе: их дача находится рядом с музеем. «У де Сталя очень активные мазки, — разъясняет свои чувства Елена. — Благодаря им картина под разными углами выглядит по-разному. Она живая. А вот как жить с наборной мебелью, мне совершенно непонятно».
Двухэтажный дом в Малом Знаменском переулке Елена оформляла самостоятельно. В середине двухтысячных им с Михаилом очень нравился стиль ар-деко. «Но в чистом виде мы его не хотели, немножко осовременили, — рассказывает хозяйка. — Так, чтобы интерьер расслаблял». В их первой московской квартире, съемной, на Якиманке, было иначе. Тогда Елена обожала сериал «Секс в большом городе», так что активно использовала в декоре черно-белые фотографии, как в квартирах Шарлотты и Кэрри. Конечно, не артхаус Дианы Арбус, а снимки доброго советского классика Владимира Лагранжа. «Все эти автоматы газированной воды, ребята, играющие в классики, девочки в платочках, завязанных так, как мне завязывала мама, возвращали меня в детство», — вспоминает Елена. Потом были другие съемные дома и другие любимые авторы. Когда появилось собственное жилье и захотелось оформить кинозал, вспомнили, что Михаил уважает «Крестного отца». Перелистали недавно купленный Еленой альбом Стива Шапиро, который фотографировал Марлона Брандо, Роберта Де Ниро, Аль Пачино на многочисленных съемочных площадках саги. Набриолиненные мафиози в перерывах между дублями корчили веселые рожи — Карисаловым так понравилось, что у них теперь два десятка снимков Шапиро, некоторые подписаны мастером специально для Елены.
Есть в ее личной коллекции и обязательные Аведон, Демаршелье, Ритц, Тестино. «Кому-то дарят бриллианты, машины, дома, а мой супруг мне дарит авторов, которых я очень люблю, — рассказывает Елена. — В основном это происходит так: я хожу по выставке или листаю дома чей-нибудь альбом и начинаю вздыхать: «Ты посмотри, какая работа! Как это красиво!» А потом на значимую для нас дату я получаю эту работу».
Снимков уже столько, что Елена решила пойти по стопам мужа. В Барыковском переулке, что за музеем Ольги Свибловой, на месте служебной постройки Барыковской богадельни для бедных престарелых женщин, возведено трехэтажное «пространство красоты», названное Still, что по-английски значит «стоп-кадр». Экспозицию мэтров западного глянца Карисалова собирается менять каждые полтора месяца. Еще в ее планах — время от времени устраивать персональные выставки отечественных мастеров. «Много лет мы сотрудничаем с Димой Исхаковым, работали с Эстер Гельман, которая популяризировала в России фотографию новорожденных. Недавно, до нашей с вами съемки, работая над открытием Still, я познакомилась с Данилом Головкиным. Так вот выяснилось, что ни у одного из них не было серьезной выставки, с напечатанным каталогом. Я хочу им в этом помочь».
Помимо красоты души в Still занимаются и красотой тела, для чего придуманы «иммерсивные процедуры». «Очень много таких пространств существует на рынке, — признает Елена. — Но после закрытия Inochi на Пречистенке, куда я раньше ходила, меня везде что-то не устраивало». В Still есть, например, закрытый от посторонних глаз кабинет на втором этаже, куда с парковки ведет отдельный вход. В обычных кабинетах хватило бы места не только для обнаженных красавиц Херба Ритца, но и для микеланджеловского Давида. «Если бы цель была только заработать деньги, можно было нарезать шесть кабинетов по три квадратных метра, — рассказывает Елена. — А мы сделали на каждом этаже два, но по пятнадцать. Хотелось создать комфортное пространство, в котором можно было бы делать процедуры комплексно. В Москве ведь ни у кого нет времени».
Торжественное открытие уже работающего спа, совмещенное с вернисажем фотоколлекции Елены Карисаловой, пройдет 15 октября не где-нибудь, а в Пушкинском музее, что от их дома через дорогу. С соседями у коллекционеров прекрасные отношения. Михаил — меценат ГМИИ высшего уровня «Платина» (кроме него этот титул носит только медиамагнат Иван Таврин, и даже Марианна Любимовна Сардарова — меценат всего лишь золотой). Последняя по времени щедрота Карисалова — восемь десятков античных реликвий, включая тринадцать бронзовых шлемов из древнегреческих провинций. Провенанс у шлемов блестящий, как они сами: описаны искусствоведами Эрмитажа и были выставлены два года назад подле египетских божков из коллекции императрицы Марии Федоровны в Павловске. «Антика, конечно, абсолютно не наше, — рассказывает Михаил. — Мы с Еленой решили предложить их Марине Девовне (Лошак, директор ГМИИ. — Прим. «Татлера»). Ведь когда говорят «Пушкинский музей», имеют в виду в первую очередь импрессионистов и антику. Такого большого дара у Пушкинского музея ни разу не было».