Гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов занимается добычей потерянных сокровищ

TatlerСтиль жизни

Россия нас не забудет

Гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов в свободное от переработки газа время вместе с женой Еленой занимается добычей других достояний России — потерянных сокровищ императорских дворцов

Шерстяной костюм, хлопковая футболка, все Brioni.

На бирке три буквы: ИЗД. «Императорский Зимний дворец, — расшифровывает мне Михаил Карисалов. — Эрмитажный комод дилеры продают, как раз перед вашим приходом прислали фотографию». В нашу прекрасную эпоху диджитала путь человека, желающего продать фамильный императорский стол, укоротился до двух шагов — достать номер мобильного телефона генерального директора «Сибура» и отправить ему вотсап. А достать много проще, чем сто лет хранить в целости комод с заветными буквами. Карисаловы известны в узких кругах обладателей антиквариата лет тридцать. Но в последнее время особенно ими любимы — с тех пор как в 2012‑м Михаил впервые явил миру сокровища своей семьи. Показал Боровиковского, Брюллова, Тропинина, Маковского в Екатерининском дворце Царского Села, попутно подарив музею столик-бобик в стиле жакоб и порфировую вазу Колыванской фабрики.

Дальше Михаил продемонстрировал в Музее А. С. Пушкина свою русскую наборную мебель и отблагодарил институцию письмами Тургенева — включая одно-единственное письмо, сохранившееся из переписки Ивана Сергеевича с младшей дочерью Александра Сергеевича. В музее «Павловск» были представлены карисаловские античные вазы, в Историческом музее — серванты мастера Гамбса, того самого, за стульями которого охотился Остап Бендер (стульев в коллекции Михаила, кстати, нет). Накануне нашей встречи все в том же Историческом музее закончили показывать резную кость — сто двадцать ларцов-теремков из кости моржа, икон из бивней мамонта и иного искусства мастеров Русского Севера. По итогам коллекция музея на Красной площади, само собой, пополнилась «приличным», как формулирует сам Михаил, количеством резных шкатулок.

Отдыхающая от выставок часть монументального собрания Карисаловых квартирует в специальном семейном хранилище подле Адмиралтейства в родном для семейства Петербурге. В московском доме Михаила и его жены Елены нет ломберных столиков с маркетри и апулийских амфор с сатирами. Зато об искусстве, что там есть, не надо проводить ликбез ни гостям, ни корреспонденту светского журнала. В холле стоит «Космический носорог» Сальвадора Дали. Карисалов выменял скульптуру у товарища по счастью собирать русскую мебель, владельца галереи «Три века» Андрея Руденцова: Елена, с тех пор как шестнадцать лет назад познакомилась на отдыхе в Испании с творчеством Дали, им интересуется. Сам Михаил ценит Эрнста Неизвестного — убедительного вида бронзовые кулаки мирно стоят у простенка в столовой. Над Неизвестным висит «Ломаный стол» Николя де Сталя. Французского художника русских кровей и трудной судьбы Елена полюбила на выставке в Музее Пикассо, когда Карисаловы отдыхали в Антибе: их дача находится рядом с музеем. «У де Сталя очень активные мазки, — разъясняет свои чувства Елена. — Благодаря им картина под разными углами выглядит по-разному. Она живая. А вот как жить с наборной мебелью, мне совершенно непонятно».

Кожаное платье, Dior; шерстяная водолазка, Céline; кожаные ботинки с искусственным жемчугом, Jimmy Choo; сотуар из белого золота с жемчугом и бриллиантами, Cartier; кольцо из белого золота с жемчугом и бриллиантами, Graff.

Двухэтажный дом в Малом Знаменском переулке Елена оформляла самостоятельно. В середине двухтысячных им с Михаилом очень нравился стиль ар-деко. «Но в чистом виде мы его не хотели, немножко осовременили, — рассказывает хозяйка. — Так, чтобы интерьер расслаблял». В их первой московской квартире, съемной, на Якиманке, было иначе. Тогда Елена обожала сериал «Секс в большом городе», так что активно использовала в декоре черно-белые фотографии, как в квартирах Шарлотты и Кэрри. Конечно, не артхаус Дианы Арбус, а снимки доброго советского классика Владимира Лагранжа. «Все эти автоматы газированной воды, ребята, играющие в классики, девочки в платочках, завязанных так, как мне завязывала мама, возвращали меня в детство», — вспоминает Елена. Потом были другие съемные дома и другие любимые авторы. Когда появилось собственное жилье и захотелось оформить кинозал, вспомнили, что Михаил уважает «Крестного отца». Перелистали недавно купленный Еленой альбом Стива Шапиро, который фотографировал Марлона Брандо, Роберта Де Ниро, Аль Пачино на многочисленных съемочных площадках саги. Набриолиненные мафиози в перерывах между дублями корчили веселые рожи — Карисаловым так понравилось, что у них теперь два десятка снимков Шапиро, некоторые подписаны мастером специально для Елены.

Есть в ее личной коллекции и обязательные Аведон, Демаршелье, Ритц, Тестино. «Кому-то дарят бриллианты, машины, дома, а мой супруг мне дарит авторов, которых я очень люблю, — рассказывает Елена. — В основном это происходит так: я хожу по выставке или листаю дома чей-нибудь альбом и начинаю вздыхать: «Ты посмотри, какая работа! Как это красиво!» А потом на значимую для нас дату я получаю эту работу».

Снимков уже столько, что Елена решила пойти по стопам мужа. В Барыковском переулке, что за музеем Ольги Свибловой, на месте служебной постройки Барыковской богадельни для бедных престарелых женщин, возведено трехэтажное «пространство красоты», названное Still, что по-английски значит «стоп-кадр». Экспозицию мэтров западного глянца Карисалова собирается менять каждые полтора месяца. Еще в ее планах — время от времени устраивать персональные выставки отечественных мастеров. «Много лет мы сотрудничаем с Димой Исхаковым, работали с Эстер Гельман, которая популяризировала в России фотографию новорожденных. Недавно, до нашей с вами съемки, работая над открытием Still, я познакомилась с Данилом Головкиным. Так вот выяснилось, что ни у одного из них не было серьезной выставки, с напечатанным каталогом. Я хочу им в этом помочь».

Помимо красоты души в Still занимаются и красотой тела, для чего придуманы «иммерсивные процедуры». «Очень много таких пространств существует на рынке, — признает Елена. — Но после закрытия Inochi на Пречистенке, куда я раньше ходила, меня везде что-то не устраивало». В Still есть, например, закрытый от посторонних глаз кабинет на втором этаже, куда с парковки ведет отдельный вход. В обычных кабинетах хватило бы места не только для обнаженных красавиц Херба Ритца, но и для микеланджеловского Давида. «Если бы цель была только заработать деньги, можно было нарезать шесть кабинетов по три квадратных метра, — рассказывает Елена. — А мы сделали на каждом этаже два, но по пятнадцать. Хотелось создать комфортное пространство, в котором можно было бы делать процедуры комплексно. В Москве ведь ни у кого нет времени».

Торжественное открытие уже работающего спа, совмещенное с вернисажем фотоколлекции Елены Карисаловой, пройдет 15 октября не где-нибудь, а в Пушкинском музее, что от их дома через дорогу. С соседями у коллекционеров прекрасные отношения. Михаил — меценат ГМИИ высшего уровня «Платина» (кроме него этот титул носит только медиамагнат Иван Таврин, и даже Марианна Любимовна Сардарова — меценат всего лишь золотой). Последняя по времени щедрота Карисалова — восемь десятков античных реликвий, включая тринадцать бронзовых шлемов из древнегреческих провинций. Провенанс у шлемов блестящий, как они сами: описаны искусствоведами Эрмитажа и были выставлены два года назад подле египетских божков из коллекции императрицы Марии Федоровны в Павловске. «Антика, конечно, абсолютно не наше, — рассказывает Михаил. — Мы с Еленой решили предложить их Марине Девовне (Лошак, директор ГМИИ. — Прим. «Татлера»). Ведь когда говорят «Пушкинский музей», имеют в виду в первую очередь импрессионистов и антику. Такого большого дара у Пушкинского музея ни разу не было».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Форматировать диск Форматировать диск

Светский хроникер докладывает, как ездила на биохакинг к Финскому заливу

Tatler
Маленький победоносный холивар Маленький победоносный холивар

Почему человек так любит холивары и как зацепить публику в соцсетях

Maxim
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Как вести себя в театре, музее и на красной дорожке

GQ
История Дома Christian Dior сквозь эпохи История Дома Christian Dior сквозь эпохи

Модный дом Диор прошел путь от new look до феминистских коллекций

Vogue
Живая соль Живая соль

Чем богаты розовые озера Крыма

Огонёк
Организатор выступления Тони Роббинса: «Я не знаю, потеряли мы, вышли в ноль или заработали» Организатор выступления Тони Роббинса: «Я не знаю, потеряли мы, вышли в ноль или заработали»

Ректор школы бизнеса «Синергия» делится выводами о прошедшем мероприятии

Forbes
15 фактов о группе The Cure 15 фактов о группе The Cure

The Cure в России больше, чем The Cure

Maxim
Дельфин и русалка Дельфин и русалка

Драму «На районе» с Данилой Козловским сняла его девушка Ольга Зуева

Tatler
Выращивая миллионеров Выращивая миллионеров

Банки, которых становится всё меньше, соревнуются за взыскательного клиента

Robb Report
8 главных потребностей, которые мы ищем в отношениях 8 главных потребностей, которые мы ищем в отношениях

Какие основные потребности мы стремимся удовлетворить во всех отношениях?

Psychologies
Как жить лучше, а платить меньше? Как жить лучше, а платить меньше?

Вопрос на миллион: как покупать так, чтобы деньги не заканчивались

CHIP
Гены и Бог: почему российские миллиардеры благодарны предкам Гены и Бог: почему российские миллиардеры благодарны предкам

Русские олигархи уверены, что залогом их успеха стала наследственность

Forbes
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes
3 типа коллег: как выстроить границы 3 типа коллег: как выстроить границы

Решения, которые помогут выстроить взаимодействие в рабочем коллективе

Psychologies
Вечная молодость Вечная молодость

Как работают самые модные ингредиенты антивозрастных средств

Добрые советы
Как Пол Сарридж возрождает Roberto Cavalli Как Пол Сарридж возрождает Roberto Cavalli

Пол Сарридж: Я уважаю и поддерживаю современных женщин в борьбе за их права

Vogue
Танго, сальса, тверк: почему не все танцы одинаково полезны Танго, сальса, тверк: почему не все танцы одинаково полезны

Как выбрать подходящие танцы, которые будут приносить удовольствие от процесса?

Psychologies
Самый крепкий сустав Самый крепкий сустав

Методы йоги Айенгара против артроза и других проблем с тазобедренными суставами

Yoga Journal
Джордж Оруэлл Джордж Оруэлл

Оруэлл написал двадцать томов прозы, публицистики и даже стихов

Дилетант
Региональная сенсация. Выборы вскрыли социальную язву Региональная сенсация. Выборы вскрыли социальную язву

Президентские назначенцы столкнулись с тем, что заняли только второе место

Forbes
В Москве впервые пройдет фестиваль Urban Dreams В Москве впервые пройдет фестиваль Urban Dreams

Фестиваль Urban Dreams — новая глава мирной эльфийской экспансии

Cosmopolitan
Американская мечта. Как стать своим для партнеров из США Американская мечта. Как стать своим для партнеров из США

Что нужно учитывать, налаживая деловые связи за океаном

Forbes
Актер года. Александр Петров Актер года. Александр Петров

Актер года. Александр Петров в центре инопланетного вторжения

GQ
Тело всей жизни Тело всей жизни

Телеведущая Анна Кастерова о том, как вылепила свою спортивную фигуру

Tatler
Nissan Murano Nissan Murano

Nissan Murano

Quattroruote
В статусе В статусе

Подчёркнуто респектабельный, солидный интерьер с советской символикой

SALON-Interior
Советский День Д: высадка на Курилы Советский День Д: высадка на Курилы

Как красноармейцы повторили знаменитую высадку в Нормандии

Maxim
Kia Cerato. Четвертый пошел Kia Cerato. Четвертый пошел

Kia Cerato четвертого поколения. Мы уже успели протестировать новинку

АвтоМир
Полицейский Полицейский

Чего боится сотрудник ППС, что такое «палочная система» и как открыть наручники

Maxim
Автобусы хотят попасть в сеть Автобусы хотят попасть в сеть

Российские автопроизводители осваивают новый вид транспорта — электробусы

Эксперт
Открыть в приложении