Кто на свете всех умнее
Аудиосистема, которая сама включает Моцарта, если у вас учащенный пульс. Пневмопушка, стреляющая в вас чистыми футболками. Никогда не замерзающая подъездная дорожка. О том, каким может быть современный умный дом, рассказывает Ксения Головлёва.
«Один мой заказчик попросил, чтобы лифт в его трехэтажном загородном особняке всегда находился на том же этаже, что и он сам, — вспоминает проектировщик умных домов Игорь Вербовский. — Мы предложили решение: радиометку, которую нужно везде носить с собой. Потом он жаловался: вышел из бани без халата, пришлось голым ждать лифт». Любимая шутка создателей автоматизированных систем: в умном доме не обойтись без умного человека. На практике их владельцы не всегда могут объяснить, зачем им пылесос, который умеет разговаривать, когда о тех же высоких материях можно подискутировать с уже имеющейся домработницей. «Видел у соседа — хочу так же», «Заработал денег — могу себе позволить» — самые частые аргументы.
Первые прототипы современных умных домов появились в США. В пятидесятых инженер Эмиль Матиас оснастил обычный дом пультом дистанционного управления приборами. С его помощью можно было открывать гараж, включать радио и регулировать освещение, находясь в другом помещении. Правда, пульт был совсем не такой, какие в ходу сейчас. Он сообщался с механизмами все теми же проводами — для шестикомнатного дома понадобилось около двух километров кабеля. Следующая успешная попытка была сделана в 1966‑м: компьютер Echo IV мог контролировать температуру воздуха, хранить в своей памяти кулинарные рецепты и распечатывать списки покупок.
В 2020‑м объем мирового рынка технологий умного дома составил $77,4 млрд, к 2025 году прогнозируется его увеличение до $176 млрд. Лидеры — США, Китай и Германия. Россия, как обычно, долго запрягала, но уже едет. В начале года о старте продаж устройств под собственным брендом объявили Сбер и МТС. Умные системы есть у «Яндекса» и «Ростелекома». Впрочем, речь, как правило, идет об отдельных компонентах: умных розетках, лампочках, аудиоколонках. «В России пока нет полного понимания умных технологий, — говорит генеральный директор инжиниринговой компании Intelvision Виталий Фёдоров. — Все сводится к базовым функциям — управлению освещением и иногда микроклиматом. Но это верхушка айсберга настоящего интеллектуального здания или ЖК».
Российский рынок систем умного дома сейчас занимает менее 1 % от общего объема мирового рынка. Однако расти он будет, согласно прогнозам, вдвое быстрее мирового — в среднем на 50 % в год до 2023‑го. Ряд экспертов прогнозируют спрос на экологичное строительство, в котором смарт-технологии превратятся в связующее звено: умными станут электросети, появятся системы управления сбором мусора, будет налажено производство биогаза и использование солнечной энергии. «Концепция «умный дом» постепенно отходит в прошлое, вместо нее уже сейчас появляется система «умный город», — говорит коммерческий директор Capital Group Петр Исаев. — Можно предположить, что скоро будет создано некое единое приложение, которое сделает жизнь горожан удобнее, и девелоперы начнут интегрировать возможности этой системы в свои проекты».
Скептики настроены менее оптимистично. «Рынок интеллектуальных систем развит там, где есть налоговые льготы на энергоэффективные сооружения, — объясняет архитектор Борис Бернаскони. — В России умные дома не появятся до тех пор, пока есть дешевые газ и электричество».