Советский абьюз
Ксения Рождественская про «Общагу» Романа Васьянова, драму о смене эпох
В онлайн-кинотеатрах, минуя кинопрокат, выходит режиссерский дебют оператора Романа Васьянова («Охота на пиранью», «Отряд самоубийц») — экранизация дебютного романа Алексея Иванова. Фильм, действие которого происходит в 1984 году, рассказывает о том, как умирает советский мир, а на его место приходит советский миф
Свердловск, лето 1984 года, безвременье перед сессией. В двух комнатах университетской общаги живут — пьют, умничают, веселятся, слушают молодой уральский рок — студенты: Неля, Ляля, Иван, Игорь и Забела. Комендантша общежития, монументальная куча Ольга Васильевна, их терпеть не может и все время грозится выселить. В пять утра Забела случайно становится свидетелем самоубийства одной из студенток, которая прыгает с крыши. Ему придется рассказать следователю все, что он знает о нравах общаги, но никто — ни комендантша в кудельках, ни ее подгнивший красавчик-муж, ни комсорг, похожий на пресноводную рыбу, оказавшуюся на глубине,— никто не хочет, чтобы Забела что-нибудь рассказывал. Даже его друзья не хотят: иначе их выселят, выгонят из общажного рая, и скитаться им вечно.
В «Общаге-на-Крови», дебютном романе большого российского писателя Алексея Иванова («Сердце Пармы», «Тобол», «Ненастье»), написанном в 1992 году, когда автору было 22, а опубликованном лишь в 2006-м, все темно и серо, того унизительного сизого оттенка, каким красили коридоры учреждений и общаг. Роман начинается словами «они квасили всю ночь, день спали, а вечером сели опохмеляться», продолжается жестко и дико и заканчивается безо всякой надежды. В год выхода книга никому не понравилась — казалось, герои слишком умничали, слишком резко били друг друга и бились об устройство мира, а сама общага была слишком отрезана от этого мира. Много лет, книг и экранизаций спустя Алексей Иванов, посмотрев «Общагу» Романа Васьянова, скажет, что это «чистый и мощный» фильм: «После фильма остается ощущение, будто твоя душа до сих пор заперта где-то в той общаге и мечется