«Никогда не делайте все сами»: интервью с автором «Стоицизма 2.0» Массимо Пильюччи
Автор книги «Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека» и концепции «Стоицизм 2.0» Массимо Пильюччи убежден, что каждый человек хочет стать лучше. Как быть более справедливым, смелым, добрым и в конечном счете счастливым, философ рассказал в интервью Forbes Life
— Вы сами считаете себя стоиком?
— Я не люблю называть себя стоиком. Это звучит немного претенциозно. Но я определенно практикую философию стоицизма. Конечно, если кто-то хочет называть себя стоиком, ничего страшного в этом нет — точно так же, как другие люди называют себя христианами или буддистами. Кем я точно не являюсь, так это мудрецом. Согласно стоикам, мудрец — идеальный практик стоицизма, который всегда поступает правильно, всегда приходит к правильным решениям. До этого мне еще очень далеко, к сожалению. —
Вы пересмотрели некоторые идеи и труды античных философов, написали книгу «Счастливая жизнь» — изменило ли это ваше отношение к жизни? Можете ли вы сказать, что стали счастливее, когда начали практиковать стоицизм и погружаться в эту философию?
— Даже название моей книги содержит слово «счастье», поэтому стоит прояснить, что я подразумеваю под этим термином. На самом деле это довольно сложное слово, потому что разные люди вкладывают в него разные смыслы. Например, я могу быть абсолютно счастлив, если увижу свою дочь сегодня вечером. Или если моя любимая команда выиграет европейский чемпионат по футболу. Но в нужном нам контексте «счастье» означает насыщенную, полноценную жизнь. Когда ты прожил жизнь счастливо, оглядываешься назад и думаешь: «Да, это время не было потрачено зря. Я все делал правильно».
Для стоика счастливая жизнь — это постоянная работа над собой. Его самая большая цель — в конце концов стать лучше. Проявлять доброту, смелость, отстаивать справедливость до тех пор, пока не станешь добрее, смелее, справедливее. Философия стоицизма направлена на благо общества. Стоик считает хорошей такую жизнь, в которой он может использовать свою мотивацию и энергию, чтобы улучшить жизнь всего общества, отношения между людьми. Чтобы мир стал хоть чуточку лучше благодаря ему.
— Есть люди, которые согласны с идеями «Стоицизма 2.0», но не могут применить их на практике. Они чувствуют, что жизнь, наверное, станет лучше, если они откажутся от условного желания купить «желтый ламборгини», о котором вы говорите в книге. Но как только появляется новый iPhone, тут же бегут за ним. Можете дать совет таким людям?
— Это очень хорошее замечание. Стоики не просто так настаивают на том, что самое важное — практика. Понять теорию довольно просто, это не высшая математика. Если объяснить человеку основные идеи стоицизма, он согласится с ними. Кто не хочет стать лучше, более справедливым и дружелюбным? Разве что психопаты. Проблема в том, чтобы реализовать эти ценности. Невозможно быть стоиком лишь в теории. Нельзя поступить как стоик однажды и затем всю жизнь причислять себя к ним.
Проведем аналогию: если я хочу быть более здоровым, накачать мышцы, стать спортивнее, что мне нужно сделать? Например, я приму решение пойти в спортзал. Сначала я ничего не буду знать о тренажерах и нужных упражнениях, поэтому найму тренера, который объяснит, что и как нужно делать. Когда я во всем разберусь, я же не выйду из зала и не скажу: «Ну все, теперь я накачанный и сильный». Нет, только тогда и начнется настоящая работа. Я буду приходить в зал день за днем, посвящать тренировкам много часов каждую неделю. Постепенно я накачаю мышцы. То же самое со стоицизмом и с любой другой философией. Кстати, есть даже проект Stoic Gym, который использует именно такую аналогию.
Теперь вопрос: а как именно практиковать? Одна из самых важных методик, которые используют стоики, — ведение философского дневника (philosophical journaling). Он похож на обычный, но у него есть несколько важных отличий. Хотя вы и записываете свои мысли по поводу произошедших событий, вы стараетесь не использовать эмоционально окрашенные слова, а пытаетесь переформулировать свои мысли и записать их в более объективном, отстраненном виде. Цель таких записей не в том, чтобы переложить переживания на бумагу и задокументировать, к примеру, как вы разозлились на кого-то. Если вы опишете свои эмоции, то снова испытаете злость, а суть не в этом. Вам нужно описать ситуацию так, будто вы наблюдаете со стороны, чтобы можно было спокойно проанализировать, почему вы разозлились, что можно было сделать иначе и как поступить в такой ситуации в следующий раз.
Второй момент: обычно люди ведут записи в дневнике от первого лица. В философском дневнике нужно писать от второго лица, так, будто ты пишешь о ком-то другом. Например: «Сегодня ты расстроился из-за этой ситуации, но, может быть, ты отреагировал слишком сильно, как думаешь?»
Это делается для того, чтобы отстраниться от ситуации, получше узнать себя, стать осознаннее. Если вы читали сборник Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления», то наверняка заметили странную манеру, в которой он пишет о себе. Например, в одной части он пишет: «Помни, что замечательный ужин, которым ты наслаждался сегодня, — всего лишь мертвая рыба. Вино, которое было таким чудным, — всего лишь забродивший виноградный сок. А твоя пурпурная тога (такую надевал полководец после военной победы, на ней были вышиты сцены из римской истории) — всего лишь результат пролитой крови. И когда ты занимаешься сексом — это всего лишь движение тел».
Почему он говорит о приятных вещах — о власти, еде, сексе, о том, что люди обычно стремятся получить, — в такой манере? Марк осознавал свою зависимость от этих вещей и пытался напомнить себе, что эти вещи не так уж и важны. Да, они приносят удовольствие. Но нужно знать меру, потому что если получать слишком много наслаждений, то они возьмут над тобой верх. Тогда не ты будешь управлять удовольствием, а оно тобой.