Нефтехимия и жизнь
Внучка первого президента Татарстана, дочь миллиардера, жительница Лондона Камиля Шаймиева променяла фамильный каучук на не менее серьезное дело — модные стартапы
Три года назад старшая внучка Минтимера Шаймиева, выпускница МГИМО, попала в список богатейших женщин России по версии Forbes. Не на первое место, конечно, его не оставляет пустым дорогая Елена Николаевна Батурина. Двадцатисемилетняя Шаймиева с внешностью тинейджера, самая молодая участница рейтинга, устроилась на комфортном девятом месте, со ста девяноста миллионами не каких-нибудь силиконовых, а вполне твердых, нефтехимических долларов. В топ «Яндекса» тогда вышел запрос «камиля шаймиева кто это».
По запросу выяснялось, что Камиля Шаймиева — это член совета директоров и владелица двух процентов акций холдинга ТАИФ, крупнейшей непубличной компании России. В нее помимо прочего входят основной российский экспортер полиэтилена «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», один из главных мировых производителей синтетического каучука. В том же 2015‑м ТАИФ обогнал по прибыли самую богатую компанию республики «Татнефть». Папа Камили, восемьдесят девятый форбс Радик Шаймиев, владеет одиннадцатью процентами ТАИФа и состоянием в $1,1 млрд.
— Я плакала, когда попала в рейтинг, — объясняет мне теперь Камиля за чашкой кофе в La Marе́e на Малой Грузинской. — Потому что мне казалось это нечестным по отношению к тем, кто всего добился, все заработал своим трудом. Ввести меня в совет директоров было семейным решением. Я благодарна родным за это: я смогла понять бизнес-процессы, которые мне были действительно интересны. Но, увидев, что я слишком чувствительно переношу все эти публичные удары, они решили, что на следующий год необходимости в моем членстве нет.
С тех пор, если Шаймиева и давала интервью, то только о том, как восхищается дедушкой — то есть главным образом средствам массовой информации родной республики. Оттого к дебюту в глянце она подходит со всей серьезностью. В буквальном смысле: сейчас на Камиле огромные очки в толстой оправе. Как и положено стартаперу эпохи Мирославы Думы, покинув тихую гавань каучука и рейтинг Forbes, Шаймиева таки закружилась в водовороте силиконового диджитала.
Свежайший проект с участием Шаймиевой — онлайн-магазин бижутерии Exclaim, который нацелился стать Zara в мире бижутерии. Коллекции обновляются каждые две недели, так же как и тренды фаст-фэшна. Закупки сырья проходят в Китае, Корее, Париже, Гонконге. Основной критерий — честные сплавы, в идеале экозолото и серебро: «Мне не хочется, чтобы мое имя даже рядом стояло с чем-то некачественным», — объясняет Камиля. Есть и две премиальные линии — для них серебро делают на фабриках, где производят драгметаллы для Pandora и других именитых марок. Шаймиева, отвечающая в Exclaim за международные связи, как раз сейчас ведет переговоры с Zalando, Otto, Asos, Net‑a‑Porter.
Выглядят украшения Exclaim местами до боли знакомыми. Вот кольца с «бантами», за которые мы любим Van Cleef & Arpels. Вот крученый браслет — очевидно, поклон «гвоздю» Cartier. Вот шандельеры с цирконами, которые в полумраке La Marée можно принять за Boucheron.
Интересуюсь у Камили, не слишком ли буквально воплощается в жизнь максима, сформулированная в пресс-релизе: «Настало время, когда дорогие ювелирные изделия можно заменять качественной бижутерией, не стесняясь этого». «Бушерон» увяз — всему татлеровскому миру пропасть. Глядишь, дойдет до того, что с цирконами в свет начнет выходить Елена Лихач.