Экранное время
Минувшей весной очистились даже холлы поликлиник: консультации с врачами перешли в онлайн и уходить оттуда не собираются. Дарья Кузнецова — о буйном развитии телемедицины.
«А теперь прикрепите к камере стетоскоп и по очереди прикладывайте его к точкам, показанным на экране», — командует старший врач общей практики Европейского Медицинского Центра (ЕМС) Алексей Топольский. Во время нашего видеосеанса он уже посмотрел мое горло, уши, измерил температуру и давление. Пришла очередь послушать сердце и легкие.
Мы общаемся через мобильное приложение TytoСare. С его помощью работает одноименный маленький прибор, к которому прикрепляются разные инструменты для диагностики. Сидя у себя в кабинете, доктор получает четкое видеоизображение моей барабанной перепонки или миндалин, слушает, как стучит сердце и как я дышу. Израильскую телемедицинскую технологию TytoCare журнал Time включил в сотню лучших инноваций 2019 года. В Москве новинка пока есть только в ЕМС.
«Раньше удаленная консультация и использование гаджетов были скорее дополнительными опциями в работе медиков. Сейчас же, когда они сильно загружены, а пациенты не хотят лишний раз посещать общественные места, стали одними из основных, — рассказывает коллега Топольского, медицинский директор ЕМС Евгений Аветисов. — За пару недель после начала изоляции количество наших онлайн-приемов увеличилось не в два или три раза, а на несколько порядков». Евгений Григорьевич с удовольствием отмечает, что, несмотря на консервативность большей части пациентов (особенно старшего поколения), этот переход прошел очень быстро: «Конечно, полностью заменить очную консультацию дистанционной не всегда возможно. Но ведь если мы говорим о хорошем уровне медицинского обслуживания, то больше пятидесяти процентов времени в нем занимает разговор с пациентом. Плох тот доктор, после общения с которым пациенту не стало легче. И ключевое слово здесь — «общение».
Телемедицину, и без карантина показывавшую порядка двадцати процентов роста в год, сегодня называют медициной будущего и считают одним из самых перспективных направлений для инвестиций. В мае этого года корпорация ВЭБ.РФ вложила миллиард рублей в развитие клиник и телемедицинской платформы «Доктор рядом». А в тот же TytoCare уже вложено $50 млн — там инвесторов не перечесть. Доктор Топольский прибором очень доволен: «Он позволяет практически прикоснуться к пациенту. Качество звука, например, настолько высоко, что уже помогло нам выявить даже слабовыраженные сердечные пороки. Теперь легче мониторить хронические состояния, контролировать здоровье пациента после операции и, конечно, экономить его время. Сегодня ведь все очень заняты. Скажем, появилась у вас на коже сыпь. Вместо того чтобы мчаться к врачу, достаточно просто сфотографировать ее с помощью TytoCare и отправить изображение дерматологу». К прибору охотно присматриваются и те, кто хочет оставаться под контролем своего семейного врача в поездках. И, если что, не ждать гостиничного, от которого, будем честны, не всегда бывает толк. Если доктор ЕМС в данный момент недоступен, можно отправить ему видео (например, с изображением горла), которое он посмотрит при первой возможности. Одного прибора, кстати, хватит на всю семью: установить приложение, которое синхронизируется с медицинской картой, можно хоть на десять телефонов.
«Некоторые клиники, которые во время изоляции были вынуждены перейти на онлайн-общение с пациентами, быстро поняли, насколько это удобно, — отмечает директор по цифровым технологиям сети клиник «Медси» Александр Пилипчук. — И теперь планируют это общение развивать». «Медси» в телемедицине не новичок: платформу для онлайн-консультаций SmartMed вместе с МТС компания разработала еще в 2018 году (мобильный оператор осуществляет ИТ-поддержку). Встретиться с врачом — а к проекту уже подключено более пятисот специалистов шестнадцати профилей — можно на сайте или в приложении. Основной спрос сегодня на терапевтов, гинекологов, гастроэнтерологов, эндокринологов (объясняется значительным распространением сахарного диабета) и психологов — в период пандемии у них по понятным причинам случился звездный час. Всего же во время самоизоляции количество удаленных консультаций в SmartMed по сравнению с докризисным уровнем выросло в четырнадцать раз.