Основатель центра М.О.С.Т. — о ретро-автомобилях и машине Сергея Шнурова
«РБК Стиль» поговорил с основателем центра М.О.С.Т. Владимиром Семенютой и узнал, сколько стоит входной билет в мир кастомайзинга, как выживают коллекционеры и какой американский автомобиль служит альтернативой отечественной «восьмерки».
Центр М.О.С.Т. — пожалуй, одно из самых необычных выставочных пространств, открывшееся в середине года неподалеку от парка Горького прямо под Крымским мостом. Рядом с Музеем пинбола здесь открылся Музей культовых автомобилей. Экспонаты самых разных эпох не только тщательно отреставрированы, но и максимально прокачаны. За рулем этих авто можно утроить неспешное ретро-ралли или порвать конкурентов на гоночном треке. Выставка как живой организм — экспонаты постоянно меняются, и в первую очередь потому, что все эти автомобили на ходу и активно эксплуатируются хозяевами. Помимо музея в центре М.О.С.Т. работают бар, тату-студия и барбершоп.
— Мне кажется, что все мальчишки в детстве переболели автомобилями, но у некоторых эта страсть сохранилась на всю жизнь. Вы явно из таких.
— Абсолютно точно отмечено. (Смеется.) В детстве я сильно заболел, и меня отправили в Венгрию в санаторий на лечение. И там, гуляя по городку, я наткнулся на стоящий на улице автомобиль — большой, черный, двухдверный. Мне тогда было лет 12 и я, конечно, не знал ни марки машины, ни модели. Но этот детский восторг от увиденной красоты отпечатался во мне на всю жизнь. Годы спустя наткнулся на эту модель в интернете. Это оказался Pontiac Firebird — культовый американский автомобиль 1980 года выпуска, который снимался в фильме «Смоки и Бандит 2» и во многих других. И снова в душе всколыхнулся детский восторг. Примерно семь лет назад я приобрел в Омске за сравнительно небольшие деньги старый Сhevrolet Сamaro, который случайно нашел по объявлению. Он был сделан на одной платформе с Pontiac, но это модель следующего поколения со съемной крышей. Машина была в чудовищном состоянии и требовала реставрации.
— И вы начали восстанавливать былую красоту?
— Понимаете, мне хотелось, чтобы этот автомобиль ездил так же круто, как он выглядел изначально. Проблема автомобилей тех лет в том, что они ездили не очень быстро, управляемость хромала, да и тормозили они неважно. Поэтому я сразу настроился, что этот проект будет связан не только с реставрацией, но и с технической доработкой характеристик.
— То есть с тем, что на языке ортодоксальных реставраторов именуется «колхоз»?
— Да, есть такое понятие. (Смеется.) Многое тогда делал сам — заказал запчасти в Америке, нашел людей, которые их оттуда привозили. В общем, потратил кучу времени, сил и средств, сменил пару мастерских и понял, что, к сожалению, никто не сможет сделать так хорошо, как я хочу. В результате я собрал команду и решил сделать мастерскую Big Boys’ Big Toys. Наш главный принцип — это активный отдых, то есть повседневная эксплуатация автомобиля и получение кайфа от процесса. А это не раз в месяц четверть мили на скорость прохватить и все (как в американских блокбастерах показывают). Кроме того, любому взрослому человеку необходима отдушина, некое увлечение, которое позволит ему реализовать свой творческий потенциал. Да и просто переключиться с семейных дел. (Смеется.)
— В таком случае надо было организовывать массы, начинать общественное движение и так далее. Выйти на федеральный уровень и устроить большую движуху — адреналина было бы выше крыши.
— Почти так и получилось. Мы организовали движение автомобильных фанатов и любителей старинных автомобилей Mad Buckets. Начали устраивать пробеги и гонки. В рекламу почти не вкладываемся, потому что большая часть расходов идет на организацию, безопасность, аренду треков. Но мы движемся вперед. В это время я начал ездить в Лас-Вегас на ежегодную тюнинг-выставку SEMA Show. И там мы познакомились с Максимом Боровковым, владельцем автомастерской с такой же идеологией. Вяли с ним на пару автомобиль, погоняли несколько дней по пустыне и окрестностям, потом взяли другой и еще погоняли. Отлично провели время. После этого решили, что надо делать в Москве музей. А тут так совпало, что друзья взяли в аренду помещение по соседству и предложили нам присоединиться. Мы с радостью ухватились за такую возможность — сделали ремонт, поставили свои автомобили и начали продумывать смену экспозиции. Ведь все наши «музейные» экспонаты — это автомобили, на которых ездят реальные люди, получающие от процесса огромное удовольствие.