Кто такая Гоар Вартанян — советская разведчица: биография, муж, работа
25 ноября 2019 года скончалась Гоар Вартанян — знаменитая советская разведчица, которая работала в паре с мужем Геворком Вартаняном под вымышленными именами Анита и Анри (оба были официально рассекречены в 2000 году). Они провели за границей более 30 лет, выдавая себя за других людей и собирая данные о возможной военной угрозе СССР. В 1943 году Гоар с мужем в составе группы разведчиков помогли сорвать покушение фашистов на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции. Вспоминаем их историю.
Гоар Левоновна Вартанян родилась 25 января 1926 года в Ленинакане (теперь Гюмри. — Esquire) в советской Армении. В 1932 году ее семья переехала в Иран и утвердилась в армянской диаспоре Тегерана в качестве коммерсантов.
Ее отец Левон Пахлеванян принадлежал к известному большому и старинному роду («нахлеван» по-армянски — «борец», «победитель»), но после переезда в Иран ему пришлось сменить фамилию — на фарси она писалась так же, как имя царствовавшего монарха Реза-шаха Пехлеви. Левон взял фамилию Кандарян. Семья была небогатой, жили просто: отец Гоар занимался мелким предпринимательством, мать, Маргарита Борисовна, вела домашнее хозяйство.
В Тегеране Гоар вступила в антифашистскую группу, возглавляемую Геворком Вартаняном, который впоследствии стал ее мужем. Вартанян тоже был выходцем из армянской семьи — в 1930 году в шестилетнем возрасте он вместе с семьей перебрался из Ростова-на-Дону сначала в Тавриз, а затем в Тегеран. Его отец был связан с нелегальной советской внешней разведкой и покинул СССР по заданию, а прикрытием ему служила предпринимательская деятельность — Андрей Вартанян был состоятельным владельцем кондитерской фабрики.
Геворк Вартанян, в юные годы выполнявший несложные поручения отца (отнести, встретить, что-то припрятать), пошел по его стопам: в феврале 1940 года, в возрасте 16 лет, он установил контакт с тегеранской резидентурой, которую на тот момент возглавлял талантливый разведчик Иван Агаянц — в это время он как раз создавал в Иране агентурную сеть для выявления сотрудников иностранных спецслужб и враждебных СССР организаций.
Первым заданием Вартаняна стало набрать группу смелых и неравнодушных сверстников для помощи "старшим товарищам". Состоявшая из выходцев из Советского Союза группа получила название "легкая кавалерия" — потому что они действовали быстро и передвигались на велосипедах. Никому и в голову не приходило тщательно проверять юнцов, рассекающих на двух колесах, — а они меж тем преуспевали в своей шпионской деятельности: вели визуальную разведку, осуществляли наружное наблюдение, забираясь на крыши домов и деревья, проникали в немецкое окружение и устанавливали связи и явочные квартиры.
Одним из самых активных членов группы Вартаняна был его близкий друг Оганес (Оник) Пахлеванян — через него Геворк и познакомился со своей будущей супругой. Впоследствии он вспоминал: «В 1941-м к нам подключилась симпатичная такая школьница. Ее старший брат-армянин был моим другом из «Легкой кавалерии». Я года два-три к ней присматривался, очень она мне нравилась. Это Гоар — моя будущая жена. Тогда ей не было и шестнадцати. Смелая, ни от каких заданий не отказывалась. А в разведку ее, думаю, привела скорее всего любовь…»
Любопытно, что, будучи этническими армянами и выходцами из России, Гоар и Геворк не говорили на общем языке, а общались на фарси. «Я, когда в Тегеран приехала, по-русски не знала ни слова. А Геворк не говорил по-армянски. С ним мы общались на фарси, но вскоре выучили другие языки: он — армянский, я — русский. Жили мы в самом центре Тегерана, там, где в то время селились армяне. Перед войной в Иране была двухсоттысячная армянская колония. А мы были общительными ребятами, и знакомых у нас в армянской колонии, да и не только в ней, хватало», — вспоминала Гоар Левоновна.
"Кавалеристам" поручали важные задания. В своей книге "Женские судьбы разведки" бывший разведчик, полковник в отставке Владимир Антонов вспоминает дело немецкого агента по кличке "Фармацевт", которого никак не могли выследить. Он регулярно встречался с высокопоставленными иранскими военными и получал от них ценную информацию, но слежка за ним ничего не давала: он постоянно бродил по Тегерану и проводил время в чайных или на базаре. В итоге юные "кавалеристы" занялись наружным наблюдением возле его дома — и увидели с чердака соседнего здания двух одинаковых людей за разговором. Выяснилось, что немцы использовали для прикрытия близнецов: один водил наружку по городу, а второй спокойно проводил встречи.