Стул для директора: как выпускница физфака зарабатывает на офисной мебели
Елена Белошапкова сделала ставку на борьбу с унылым дизайном шкафов, столов и кресел, которому так привержены отечественные мебельщики. В 2017 году компания Fresh. Ideas for Offices принесла ей 84 млн руб. выручки
Тридцатилетняя москвичка Елена Белошапкова продавала коммерческую недвижимость, была менеджером по развитию в мебельных компаниях, но идеальное место для работы решила сделать себе сама. В 2013 году она начала привозить в Россию офисную мебель зарубежных брендов. Через два года задумалась о производстве собственной на контрактных фабриках: из-за девальвации рубля закупать импортную мебель стало невыгодно. В прошлом году ее компания принесла около 84 млн руб. выручки и 11 млн руб. прибыли. За первое полугодие 2018-го оборот Fresh. Ideas for Offices достиг 100 млн руб.
На другой волне
Елена Белошапкова родилась в семье физиков. Не желая сидеть на шее у родителей, девушка начала работать в 16 лет. Сначала она была «частным хедхантером» — помогала знакомым составить резюме и искала для них вакансии за однократные 30–100% их будущего месячного оклада, затем рисовала в Photoshop логотипы для небольших компаний, региональных футбольных клубов и т.п. На свой первый заработок в $200 Белошапкова купила туфли на каблуках — девушке очень хотелось выглядеть взрослее.
В 2003 году, решив пойти по стопам родителей, Белошапкова поступила на физический факультет МГУ им. Ломоносова. Однако работать по специальности после его окончания не захотела — устроилась консультантом по жилой недвижимости в агентство Century 21 Star Realty. «Во время учебы я успела поработать в лаборатории кафедры нелинейной оптики и волновых процессов, — рассказывает она. — Заниматься исследованиями ради исследований мне не понравилось: я не видела в этом смысла, да и зарплата в 3,5 тыс. руб. меня не устраивала». В первую же неделю в агентстве Белошапковой удалось заключить сделку, которая принесла ей около 120 тыс. руб.
Спустя несколько месяцев работы консультантом по недвижимости Белошапкова решила получить второе образование — поступила в Высшую школу бизнеса МГУ. На втором курсе, когда учеба стала занимать меньше времени, она вернулась в сферу недвижимости, на этот раз коммерческой — стала брокером в агентстве Blackwood. Но и здесь задержаться надолго не получилось: после кризиса 2008 года рынок коммерческой недвижимости рухнул, и Белошапкова уволилась.
Прежде чем заняться производством собственной мебели, Белошапкова успела поработать директором по развитию в fit-out-сегменте (комплексные услуги по проектированию, строительству, инженерному оснащению и отделке) в таких компаниях, как Fudes и Officescape Projects Limited, а затем на той же должности и непосредственно в мебельной нише: в небольшой российской компании Mebeus и в более крупной — K.S.Buro. Задуматься о своем деле Белошапкову заставили условия работы, с которыми она столкнулась в последней компании. «В K.S.Buro от меня требовали высоких результатов, но в команде работали некоторые люди, с которыми я точно была не на одной волне, — говорит предпринимательница. — Уволить их я не могла, но и руководить ими не особо получалось. К тому же мне не нравились принципы работы компании: сотрудники, к примеру, могли показать корпоративному клиенту итальянскую мебель, а поставить дешевую российскую». В K.S.Buro комментировать увольнение Белошапковой отказались.
Решив, что и в других крупных предприятиях дела обстоят так же, предпринимательница решила основать собственное. К тому времени за ее плечами был уже семилетний опыт работы с проектами, связанными с офисами, поэтому запуск был быстрым. «Меня хорошо знали на рынке, у меня был большой кредит доверия, поэтому и медлить со стартом я не стала», — говорит Белошапкова. 5 апреля 2013 года она ушла из K.S.Buro и через четыре дня открыла свою компанию Fresh. Ideas for Offices (сокращенно Fresh).
Жертвуя прибылью
Сперва Белошапкова собиралась оказывать дилерские услуги зарубежным компаниям. «Тогда у меня не было мысли становиться производителем, — признается она. — Более 70% офисной мебели импортировалось из Европы, и дилерство казалось мне логичным. К тому же на запуск собственного производства нужно было в разы больше денег, чем у меня было». Инвестиции в открытие Fresh составили около 300 тыс. руб. личных средств. Они пошли на аренду офиса на Трехгорной мануфактуре, зарплату трем сотрудникам (бухгалтер, менеджер и сама Белошапкова) и административные расходы.
Первым делом предпринимательница взялась за анализ поставщиков офисной мебели. Для этого она выделила четыре критерия: качество продукции, дизайн, цена и сроки поставки. Отбор прошли такие европейские бренды, как Orgspace, Narbutas, Tecno, Emmegi, Ofifran, Sitland, Pedrali, Unital, Escofet, Moroso. Мебель этих брендов Белошапкова стала поставлять российским компаниям.