«Страна имен. Как мы называем улицы, деревни и города в России»
Российская власть начиная с XVIII века использует географические названия как идеологический инструмент. Таким образом, в названиях городов оказываются зашифрованы амбиции, характерные для той или иной эпохи. В книге историка и культуролога Сергея Никитина «Страна имен. Как мы называем улицы, деревни и города в России» (издательство «НЛО») рассказывается, какие смыслы закладывались в названия российских городов, деревень и улиц. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным техницизму в топонимике.
Техницизм в топонимике. Скромное проникновение телеграфа
Томск — Санкт-Петербург — Нефтеюганск — Москва — Электросталь
В начале XXI века шум шестеренок и гудки заводов часто включают в музыкальные произведения, в современной архитектуре нередко обнажают конструктивные элементы. Эту красоту впервые увидели и осмыслили в эпоху авангарда. Но топонимия опередила художников: увлечение техницизмом отразилось на картах значительно раньше.
В 1887 году в томских газетах появились сообщения о кикиморе, поселившейся в доме Колотилова, стуками и голосами пугавшей жильцов. В информации о «полтергейсте» место обозначалось по-разному: дом «на углу Дворянской и Телеграфного переулка» или «угол Дворянской и Карнаковской». Впоследствии телеграф перестал быть новинкой и имя ушло, теперь это Подгорный переулок. Но нам важен сам факт: новейший технический агрегат, соединивший город со всем миром, был прекрасным ориентиром для жителей «Сибирских Афин» — так метафорически называют Томск, столицу сибирской науки. Москвичи, побаловавшись Телеграфным переулком в XX веке, вернулись к дореволюционному топониму Архангельский.
В Петербурге техницизмы появились чуть позднее, хотя размеры города, его промышленное и культурное развитие подразумевали обширный репертуар для топонимии. Впрочем, нашу северную столицу никто и не называл Электрополисом, как Берлин, или Городом Света, как Париж. Трамвайный проспект 1906 года — одна из первых топонимических ласточек технического прогресса в столице Российской империи; название проспект получил по трамвайному маршруту в Петергоф, который стал известен под замечательным именем Оранэла — Ораниенбаумская электрическая линия.