Стоит ли блокировать украденные телефоны по IMEI
Инициатива по отключению краденых и контрафактных телефонов выглядит привлекательной для государства, но что она даст пользователям?
На заседании Совета Федерации по развитию информационного общества была выдвинута инициатива по созданию единой базы данных так называемых IMEI мобильных телефонов. Об этом «РИА Новости» сообщило 6 декабря.
Авторы проекта полагают, что нововведение позволит решить проблему серого импорта устройств и хищения мобильных телефонов. Может ли оно помочь на практике?
Техническая справка
International Mobile Equipment Identity (IMEI) — международный идентификатор мобильного оборудования. Как правило, это уникальное 15- или 17-ти значное число, идентифицирующее конкретное мобильное GSM-устройство (мобильный телефон, модем, встроенный модуль и т.п. — то есть любое оборудование, которое может подключаться к сотовым сетям GSM). IMEI хранится в прошивке мобильного оборудования и может быть изменен программным способом (через изменение прошивки).
Идентификатор устройства всегда передается устройством при регистрации в GSM-сети, служит для идентификации устройства и хранится у оператора в специальном элементе сети, который называется EIR (Equipment Identity Register). А EIR, в свою очередь, предназначен для того, чтобы вести базу данных всех зарегистрированных устройств в сети и формировать черные списки заблокированных устройств (например, краденых).
Защита от хищений
Технически у операторов всегда была возможность блокировать мобильные телефоны по IMEI. Эта возможность была включена в стандарт GSM, так же как и международный обмен базами данных заблокированных IMEI. На практике такая возможность не работает по разным причинам, в том числе по юридическим: нет единой международной процедуры занесения устройства в черный список.
У каждого оператора (в том числе в России) есть свои процедуры занесения IMEI в черные списки. То есть если ваш телефон украли и вы хотите его заблокировать — у вас получится, но только пройдя сквозь тернии и все необходимые процедуры, предварительно выяснив их последовательность у оператора. Понятно, что этого никто не делает.