Как компьютер распознает человеческие эмоции
Все еще считаете компьютеры бездушными жестянками? Как бы не так! Они уже учатся распознавать у людей грусть, радость и гнев.
Все человеческие чувства проявляются не в словах, а в выражении лица, которое показывает гораздо больше, чем осознает большинство из нас. Даже если мы не хотим раскрывать свои мысли, нас выдает язык тела, выражение лица. 90 процентов коммуникации протекает невербально – это может удивить непрофессионалов, но давно является основным правилом для специалистов по коммуникации. Многие из этих сигналов мы даже не в состоянии контролировать, они проявляются непроизвольно и независимо от нашего происхождения или культурного уровня.
Это особенно верно для микроэкспрессий, выражений лица, которые проскальзывают всего на доли секунды и не поддаются сознательному контролю. К тому же их очень сложно имитировать, и потому они считаются довольно надежной эмоциональной сигнальной системой. Неопытному глазу они, как правило, не заметны, а вот камера схватывает их без проблем. Здесь используются алгоритмы так называемых эмоциональных вычислений (Affective Computing), когда производится анализ лиц по их выражениям, которые обычно классифицируются по шести или семи категориям.
По системе кодирования лицевых движений (СКЛиД) (англ. Facial Action Coding System (FACS)), разработанной в 70-х годах прошлого века Полом Экманом и Уоллесом Фризеном, к ним относятся гнев и страх, возмущение и отвращение, печаль, удивление и счастье. Более продвинутые системы используют еще более 20 измерительных величин. Мимика и эмоции не зависят от культурных факторов, что и показали его исследования, проведенные среди населения Папуа-Новой Гвинеи, далекого от средств массовой информации и культурных влияний других стран. Мимика и эмоции одинаково выражаются во всем мире, они универсальны и являются врожденными.
Может ли ИИ идентифицировать злоумышленников?
Теперь функциональность программ расширилась до такой степени, что они способны анализировать снимки в режиме реального времени, что открывает огромный спектр возможностей для их применения. С начала года Администрация транспортной безопасности США (TSA) в рамках пилотной программы тестирует биометрические технологии распознавания лиц, чтобы сверять личность пассажира с его документами.
Несложно представить, что ИИ дополнительно используется для распознавания эмоций, чтобы, например, определить возможных террористов среди пассажиров. Компании уже сейчас используют функцию распознавания эмоций для улучшения показателей своего бизнеса.