Стереополина: «В современном мейнстриме не хватает искренности»
Уроженка Казани Карина Моргунова, выступающая под псевдонимом Стереополина, стала одним из главных открытий русского андерграунда 2020 года, выпустив альбом «Институт культуры и отдыха». В нем она не только умело воспроизвела звук классического синти-попа 1980-х, но и ярко высказалась на темы политики, любви и отношений. Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин поговорил со Стереополиной о том, почему она предпочитает работать одна, зачем поет о политике и почему боится уходить от ретро-звучания. Текст подготовлен специально для совместного проекта МегаФона и Esquire, посвященного новой русской музыке.
Сторонний человек, который включил ваши песни впервые, скорее всего, задумается о том, в каком году они записаны: в 1989-м или в 2021-м. Как вы добились такого аутентичного звука?
Это получилось случайно, я просто игралась с синтезаторами, и не было задумки двигаться в сторону ретровейва. Но после двух первых песен я решила продолжить играть в эту игру. Не думаю, что меня можно спутать с 1980-ми, так как я не пишу на аналоговых синтезаторах, все-таки меня выдает очень современный звук. А некоторые мелодические ходы я намеренно придумывала, «чтоб как раньше было».
Вы задумывались когда-нибудь о том, что некоторые из ваших песен могут круто звучать сегодня, а спустя условно 20 лет будут казаться анахронизмом?
Конечно! А у меня и нет задачи сделать песни «вечными», мне как раз нравится фиксировать обстановку. К тому же у меня достаточно песен про любовь, которые могу пожить чуть дольше.
А слушаете вообще поп-музыку того времени?
Безусловно! Из последнего мне очень понравилась песня Анжелики «Прости меня» 1988 года вроде. Я потом грустила несколько дней из-за того, что эту песню придумала не я. Но все же больше вдохновляюсь советским нью-вейвом: от «Странных игр» до «Кофе». Ну а главным альбомом для себя считаю «Танцы на битом стекле» Алексея Вишни.
Часто жалеете, что не написали какую-то чужую песню?
Нечасто, но вот больше всего сожалею о песне группы «Анонс» «Оля и СПИД» и о песне группы Arrival «Простые слова».
Вы работаете музыкальным редактором и благодаря этому, наверное, в курсе последних трендов. Что думаете о том, как развивается нынешний мейнстрим?
Если раньше чарты стримингов были забиты кальян-рэпом, то сейчас треки туда попадают из трендов тиктока, а завируситься там может что угодно. Приведу пример: мальчик смэшапил (мэшап — ремикс, состоящий из двух разных треков. — Прим. ред.) Моргенштерна с Modern Talking, и Modern Talking тут же взлетели в чартах, хотя аудитория там в большинстве несовершеннолетняя и до этого случая они их не слышали. Все [треки из тиктока] довольно разные по жанру, форме и структуре. Даже боюсь представить, куда движется мейнстрим, предпочитаю закрыться в квартире и слушать свой любимый постпанк.
А почему современный мейнстрим вас не цепляет?
Не хватает искренности. Ведь как работает мейнстрим? Тут текст сочинили, тут аранжировку заказали, там им танец поставили и т. д. Допустим, если брать певицу МакSим — она пела свои песни. И это чувствуется, люди не дураки. Эти песни гораздо сильнее всех чартов, вместе взятых. Очень топорный пример, конечно, но мне музыкант интересен не только как музыкант, но и как личность. А когда все сделали за тебя — личности не остается. Мы слушаем хороший продукт, но созданный толпой людей вокруг артиста. При этом я понимаю, что артист, автор слов и музыки — это часто разные люди и во все времена песни писались для артистов другими людьми. Но ничего поделать с собой не могу, люблю авторский материал!