Маленький гигант большого фронта. История немецкой самоходки «Хетцер»
Когда размер не имел значения…

Чем больше, тем лучше. Уж где-где, а в танкостроении Второй мировой этот принцип, кажется, соблюдался неукоснительно. Чем тяжелее танк или самоходка, чем больше на нем брони и чем крупнее калибр орудия, тем однозначно лучше. Ведь так? Нет, не всегда. Просто взгляни на «Хетцер», одну из самых грозных немецких самоходок эпохи, и сразу поймешь, что размер тут вообще ни при чем.
Вообще-то от «Хетцера», кажется, не исходит никакой угрозы. Если вообще к танку или самоходке применителен эпитет «милый», то он таков и есть. При компактных габаритах — длина чуть больше шести метров, высота чуть больше двух — «Хетцер», или, как его официально называли, Jagdpanzer 38 (t), относился к классу легких истребителей танков. Причем выпускалась машина не в Германии, а в Чехословакии, на что толсто намекает буковка t в индексе.

Его можно назвать поделкой на скорую руку. Ведь в основе «Хетцера» (что можно перевести как «борзая») — шасси легкого чешского танка Lt.38, созданного аж в 30-х годах. Как самостоятельная боевая единица 38-й безнадежно устарел еще к началу Великой Отечественной. Зато оказался хорош как проработанное и проверенное шасси, оставляющее пространство для творческих экспериментов.