«Станцуй лучше тверк»: как сексимзм мешает нам заниматься спортом и фитнесом
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, как проявляется сексизм в большом спорте и почему он мешает не только чемпионкам, но и обычным женщинам.
От купальников до призовых фондов: сексизм в спорте
На Олимпиаде в Токио женская сборная Германии по спортивной гимнастике выступила в закрытых комбинезонах вместо купальников. Девушки заявили, что таким образом они протестуют против сексуализации: «При выполнении шпагата и прыжков купальники иногда соскальзывают и обнажаются части тела. Мы надеемся, что гимнастки, которые чувствуют себя некомфортно в обычных костюмах, последуют нашему примеру».
Немок тут же обвинили в попытке привлечь к себе внимание: мол, квалификацию не прошли, достижениями зрителей не поразили, вот и пытаются хайпануть на модной нынче теме сексизма. Комбинезоны не запрещены, так почему не надеть их молча? Разве обязательно выступать с громкими заявлениями?
Незадолго до этого схожий прецедент произошел на чемпионате Европы по пляжному гандболу: сборная Норвегии вышла играть в шортах вместо трусиков-бикини, положенных по дресс-коду. Перед началом турнира спорстменки обращались в EHF с просьбой разрешить им другую форму одежды, но получили отказ: «Последовал приказ раздеться до трусов, иначе сборная будет дисквалифицирована. Мы вынуждены были подчиниться». Норвежки играли в бикини все матчи, кроме последнего — за бронзу. В итоге сборную оштрафовали: каждая участница команды должна заплатить 150 евро за нарушение правил экипировки.
В 2012 году пресловутые бикини уже попадали в центр внимания: волейболисткам удалось доказать, что требование играть в купальниках переносит фокус внимания на тела спорстменок и является сексистским. Теперь женские сборные по пляжному волейболу могут одеваться на соревнованиях так же, как мужчины, — в шорты и майки.
Дресс-код является одним из проявлений сексимзма в большом спорте, но есть и другие проблемы.
В 2016 году исследователи Cambridge University Press проанализировали миллионы слов спортивных журналистов и комментаторов. Выяснилось, что, говоря о женщинах, СМИ постоянно используют эпитеты «возрастная», «беременная», «замужняя» или «не замужем», в то время как в отношении мужчин чаще звучат «самый быстрый», «сильный» и «великий». Длина юбки спорстменки и имя ее бойфренда интересуют репортеров и читателей больше, чем число ее медалей.
В 2018 году «Золотой мяч» впервые вручили лучшей футболистке. Ада Хегерберг во время церемонии выступила с речью, сказав, что это фантастический день для женского футбола и что женщинам надо верить в себя. Выслушав ее, ведущий поинтересовался, умеет ли Ада танцевать тверк. Дзюдоистку и бойца MMA Ронду Раузи журналисты постоянно спрашивают о сексе и ее ориентации. В «Коммерсанте» серебряную медалистку в многоборье Александру Райсман из США автор статьи назвал «фигуристой девушкой из тех, которых исчерпывающе описывает термин “горячая штучка”».
На то, чтобы поговорить о достижениях женщин, журналисты тратят гораздо меньше времени. В 2012 году американские баскетболистки взяли пятую подряд золотую медаль на Олимпиаде, и им уделили полминуты в прайм-тайм на канале NBC. Мужскую команду, получившую второе золото, на ТВ обсуждали полчаса. Согласно исследованию ученой Тони Брюс Assessing the sociology of sport: On media and representations of sportswomen, качество трансляций женских видов спорта ниже: хуже звук и графика, используется меньше ракурсов камер, что делает выступления менее драматичными и интересными.
Разговоры о дискриминации в освещении мужского и женского спорта приводят только к новым сексистским шуткам. «Им надо носить более узкие шортики и футболки с глубоким вырезом», — такой совет дал футболисткам восьмой президент ФИФА Йозеф Блаттер.
До сих пор спорстменки зарабатывают меньше мужчин. В недавней шоссейной гонке Omloop Het Nieuwsblad победитель – итальянец Давиде Баллерини – получил 14 тысяч евро, а победительница — голландская велогонщица Анна ван дер Брегген — всего 800 евро. На Кубке Англии по футболу за победу в этом сезоне мужской клуб получит 1,8 миллиона евро, женский — лишь 25 тысяч евро. Это, в частности, связано с тем, что трансляции женских встреч продаются хуже. В итоге девушкам сложнее найти спонсоров, а ведь всё — поездки, экипировка, тренировки — стоит больших денег.