Диета Певзнера: как худели женщины в СССР и почему стоит использовать их опыт
Стройность долгое время была последним, что волновало наших бабушек: несколько десятков лет советских женщин больше интересовало, где достать продукты, чтобы приготовить ужин.
Но прошли годы, войны начали забываться, а в кинотеатрах появились фильмы с изящными актрисами, на которых мечтали походить все девушки. И тогда в ход пошли диеты — весьма отличные от тех, что были популярны на Западе, и тщательно продуманные учеными.
Полезно и скучно: что ели в СССР
Практически сразу после появления СССР питание стало государственным вопросом, ведь только человек, своевременно получающий нужное количество белков, жиров и углеводов, сможет самоотверженно и эффективно трудиться на благо страны. К тому же активно велась борьба с кухонным рабством: женщин освобождали от домашних дел ради более значимых занятий. Что важнее — участвовать в делегатском собрании или готовить ужин? Ответ очевиден!
Большинство советских людей питались в столовых, которые имелись на каждом предприятии. Кормили там практически даром — со скидкой в 70-80%. А вскоре появилась еще и государственная сеть диетических столовых, где цены были еще ниже. Правда, не для всех: надо было предъявить удостоверение члена профсоюза и направление на диетпитание от своего завода или районной поликлиники. Имелись, конечно, и частные заведения, но нужны они были немногим: бывшим помещикам, кулакам, священникам и прочим «лишенцам», которым был закрыт ход в профсоюзы и, как следствие, в государственные столовые.
Меню для таких столовых составляли медики: никто не собирался баловать советских граждан гастрономическими изысками. Блюда были продуманными, сбалансированными — и очень скучными. Двух-трех месяцев человеку хватало, чтобы поход в ресторан с грузинской или французской кухней начинал сниться ему каждую ночь. Впрочем, даже там не всегда удавалось «оторваться»: нередко рестораны оказывались местом, где можно выпить и потанцевать под живую музыку, получив при этом всё ту же «щадящую пищу».
Научный подход: ученые вместо шеф-поваров
В СССР ко всем вопросам подходили серьезно, и еда не стала исключением. В 1920 году был создан Научно-исследовательский институт физиологии питания. В его стенах под руководством профессора Михаила Николаевича Шатерникова ученые временами занимались весьма странными вопросами. Например, изучали возможность безвредной замены мяса в пайках красноармейцев и трудящихся на чечевицу и бобы, а муки для хлеба — лишайниками.
Тогда же всех советских граждан «посчитали», разделив на четыре категории, каждой из которых был положен свой калораж дневного рациона. Рассчитывали нормы питания при помощи респирационной «камеры Шатерникова» — специального герметичного помещения, в котором приборы регистрировали газообмен человека при разных физиологических состояниях и нагрузках.
Работникам умственного труда в СССР полагалось 3000 ккал в сутки; тем, кто занимался механизированным трудом (металлистам-токарям, инструментальщикам и другим) — 3500 ккал. Занятые «достаточно тяжелым физическим трудом» слесари, кочегары и колхозники должны были получать 4000 ккал. В четвертую категорию включили людей, осуществляющих «весьма тяжелый физический труд»: лесорубов, землекопов, грузчиков. Им в день следовало поглощать 4,5-5 тысяч ккал.