Создал бизнес с 6000 рублей и без плана: монолог основателя мастерской-производителя звукоснимателей Fokin Pickups
Илья Фокин в 24 года уволился из нефтяной компании, чтобы делать звукосниматели для гитар, и стал заметным игроком российского рынка.
Звукосниматель — это «микрофон» для гитары. Он преобразовывает энергию колебания струн в электрический ток и передаёт звук на динамик, а также может обрабатывать звук для получения разных эффектов. Без такого устройства электро- или полу-акустическую гитару не слышно.
Фокин начал делать «звучки» ещё в студенчестве — сначала для себя, а затем для друзей и знакомых. За 11-12 лет его мастерская Fokin Pickups стала одним из лидеров российского рынка.
Основатель Fokin Pickups рассказал vc.ru, как из хобби и 6000 рублей вырос бизнес с оборотом 500-700 тысяч рублей в месяц.
***
Мне 34 года, я родился и вырос в Москве. Свой первый звукосниматель я сделал в 2008–2009 году, когда учился в Московском государственном индустриальном университете на автомобильном факультете.
В юности я был «диванным гитаристом»: играл на электрогитаре для себя, понемногу учился сам, без преподавателей. Мне хотелось улучшить что-то в своём инструменте — казалось, что гитара звучит не так, как мне хочется.
Тогда я начал интересоваться, можно ли сделать звукосниматель своими руками.
Учиться было не у кого: на русских сайтах тогда не было нужной информации. Я всё искал на зарубежных форумах, в основном американских, потому что культура изготовления звукоснимателей в США развита лучше. Оказалось, что чуть ли не в каждом маленьком городе есть свой небольшой местный производитель звукоснимателей — гитаристов в США относительно много.
Детали тоже нашёл на зарубежном сайте, заказал несколько комплектов за 6000 рублей, так как поштучно они не продавались — и начал собирать. Мой первый звукосниматель, меня не устроил: пришлось глубже погрузиться в тему, чтобы понять, как можно управлять звуком, меняя параметры устройства. Я пытался «подогнать» его под себя и под свои пожелания.
После первых экспериментов у меня остались комплектующие, и я предложил сделать звукосниматели друзьям за символическую цену, не пропадать же добру. Моя работа им понравилась, а потом пришли заказы от других знакомых. Я снова погрузился в тему и опубликовал несколько объявлений об изготовлении звукоснимателей на тематических форумах. Так дело и пошло.
Уволился из нефтяной компании ради хобби
Параллельно я окончил университет и начал работать в автомобильном отделе компании, которая занималась строительством нефтепроводов. Часто ездил по командировкам, поэтому свободного времени было очень мало. Потом перешёл в другую компанию, тоже связанную с «нефтянкой», а затем в фирму, которая занималась закупкой коммерческой грузовой техники.
Всё это время я продолжал интересоваться звукоснимателями, практически всё свободное время посвящал им. Я постоянно проводил эксперименты, мой интерес рос, а знания копились.
Когда мне было 23 года, я окончательно понял, что хочу заниматься только звукоснимателями. Так я уволился и очертя голову погрузился в производство. Думал, что если не получится, значит не получится, и я вернусь на работу.
К тому моменту я получал не так много заказов: бывало 1-2 заказа в день, а иногда только 3-4 в неделю. Но благодаря неплохой зарплате у меня остались накопления. Первое время я работал по два-три дня в неделю: производил звукосниматели, создавал свой сайт и учился.
Всё это случилось в 2008 году, тогда звукосниматели были гораздо дешевле, чем сейчас. Зарубежные стоили в среднем 2000–3000 рублей в зависимости от конструкции. Плюс не стоит забывать, что курс доллара тогда был совсем другой.
Мои звукосниматели стоили вдвое дешевле зарубежных, которые продаются уже с большой наценкой от магазина и дистрибьютора. У меня этого нет. Я продавал звукосниматели сам и пытался держать низкую цену, чтобы быть конкурентоспособным. Фактически я был мастером, которого никто не знал.
Если бы мои звукосниматели не были дешевле остальных, скорее всего, у меня бы не было заказов.
Гитаристы достаточно консервативны в этом плане и часто выбирают что-то проверенное, даже если оно дороже. Некоторые относились с опаской и думали: «А почему дешевле? Наверное, хуже». Я старался доказать, что дешевле не значит хуже, а иногда даже лучше по качеству.
Постепенно люди начали рекомендовать меня друзьям: гитаристы плотно общаются между собой. Мастерской у меня тогда ещё не было, я делал всё дома на кухне и на балконе.
Комплектующие заказывал в США, потому что, опять же, в Штатах много специальных магазинов. Даже сейчас комплектующие для гитар в России в основном заказывают за рубежом.
В России тоже можно было заказать некоторые детали, но только большими объёмами. У нас изначально многие производства настроены на госзаказы или крупные партии, мало кто хочет работать с мелкими заказчиками. Тогда большие объёмы не входили в мои бюджетные рамки.
Сейчас ситуация, конечно, поменялась. У меня больше заказов, а значит, появилась возможность заказывать большими партиями. И чем больше партия, тем дешевле единица продукции. Теперь мы стараемся закупать максимальное количество комплектующих в России.
Открытие мастерской и первые сотрудники
Примерно в 2015 году дома мне стало тесно. Я хотел разделить дом и работу, поэтому решил снять помещение и открыть мастерскую. Чтобы заключить договор аренды, мне пришлось открыть ИП, потому что с физлицом, как правило, никто работать не хочет.
Арендная плата составляла 25 тысяч рублей, она и сейчас не поменялась. Даже после открытия мастерской я ещё долго работал один. Но когда объём работы превысил 10–15 звукоснимателей в день, я понял, что дальше один не справлюсь. Это физический предел одного человека, потому что процесс требует много ручного труда.