Чем нам грозят социальные сети и мобильная связь
В эпоху, когда повсюду тон задают системы электронной связи, наша личная жизнь того и гляди растворится, запутается в этом бескрайнем потоке данных. Здесь мы расскажем о том, что нам грозит, если и в наш дом придут электронные гости, не имеющие никакого представления о таких понятиях, как неприкосновенность частного мира.
Каждый день люди с энтузиазмом размещают в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) 400 млн постов и столько же новых фотографий. Людей непрерывно отслеживают через различные приложения, установленные на смартфонах, а охранные телекамеры повсюду исподволь следят за ними в режиме реального времени. Каждый из нас оставляет за собой целые залежи личной информации в самых разных местах, и многие из этих данных оказываются на удивление легко доступными для посторонних.
Медленное и упорное размывание границ нашего частного пространства наступает на нас со всех сторон, и многие граждане уже смирились с таким нарушением своих прав. Но едва наша частная информация попадает в руки злоумышленников, как мы наконец осознаем, насколько это неуютно — жить в мире, где наши персональные данные бесконтрольно растекаются во все стороны. Огромные пласты сведений о нашей жизни оказываются доступны для сбора, систематизации и перепродажи. Для какой-нибудь теневой компании, оперативника спецслужб или сетевого «тролля» теперь не составляет проблемы выяснить, где мы живем, как проводим свободное время и с кем поддерживаем теплые отношения. А выяснив все это, они смогут нанести жестокий удар.
Знакомые все лица
Новые электронные средства делают, конечно же, и свое полезное дело. С их помощью легко разыскивать похищенные машины, камеры ALPR оказались хорошим подспорьем при поиске пропавших без вести и при розыске скрывающихся преступников. Но использование систем наблюдения давно вышло за рамки базовых нужд поддержания правопорядка.
В 2012 году одна из правозащитных групп (Информационный центр по защите прав граждан в сфере электроники — EPIC) обнаружила, что таможенная и пограничная служба США передает снимки номеров с миллионов автомобилей, пересекающих мексиканскую и канадскую границу, непосредственно страховым компаниям. Многие полицейские управления раскрывают для всех желающих свои базы данных по зафиксированным автомобильным номерам. Таким образом, частные лица получают возможность бесконтрольно следить за перемещениями друг друга. И этим уже не преминули воспользоваться агенты, занимающиеся конфискацией машин у должников. Они обращаются в полицию (а порой пользуются и собственными системами ALPR) за помощью в выслеживании и наложении ареста на автомобили, принадлежащие задолжавшим клиентам. По крайней мере в одном из городов США отмечено официальное использование для подобных же целей системы ALPR неполицейскими службами. Это Нью-Хейвен, штат Коннектикут, где сборщики налогов применяли мобильные камеры, чтобы выискивать автомобили тысяч граждан, затянувших с выплатой налогов.
В таких городах, как Нью-Йорк, Балтимор, Детройт и Лонг-Бич (штат Калифорния), в течение последнего десятилетия созданы системы полицейских камер слежения для распознавания личности проходящих мимо пешеходов. Во многих системах анализ видеоматериалов используется для автоматического включения режима повышенной готовности при выявлении подозрительных движений или других аспектов в поведении людей. За последнее время методы компьютерного опознания человеческих лиц были доведены до такого совершенства, что в самом ближайшем будущем системы слежения будут идентифицировать наши лица с такой же легкостью, как они сейчас распознают автомобильные номера. Уже сегодня в интересах правоохранительных органов создаются базы данных для машинной идентификации личности. В подобные системы следующего поколения вкладывается $1млрд. Часть этих средств направлена на испытание в Мичигане новых методов опознания лиц, а в 2014 году вся эта система, как полагают в ФБР, будет полностью пригодна к использованию.
Соблазн для полисмена
Итак, мы видим, что без какого-либо контроля со стороны общественности повсюду организуются мощные базы данных, хранящие систематизированную информацию о действиях частных лиц. И нет гарантий, что в этой области люди защищены от всяческих злоупотреблений. При выборочном контроле над использованием баз данных в службах охраны правопорядка всплывает множество свидетельств того, что, хотя подавляющее большинство полицейских использует новые технологии в служебных целях, всегда обнаруживается какой-нибудь «неправильный коп», пытающийся приспособить доступную ему информацию под свои криминальные цели.
Так, в 2010 году Габриэль Моралес, молодой сотрудник полиции Лос-Анджелеса, распечатал из калифорнийской телекоммуникационной системы служб охраны правопорядка информацию по свидетелям, проходящим по делу об убийстве. Эта информация была передана отцу девушки этого полицейского, так как объявление в убийстве было предъявлено его сыну. В 2009 году полицейский из Цинциннати Барри Карр, воспользовавшись компьютером в патрульной машине, изъял из сети информацию, касающуюся некоей женщины, к которой он испытывал влечение. После этого он несколько раз останавливал ее машину и настойчиво пытался завязать знакомство. Отмечались и другие аналогичные случаи злоупотребления доступом к базам данных. В 2000 году полиции штата Индиана пришлось даже перекрыть доступ к базе данных ФБР для полицейского управления города Хайленд, так как сотрудники этого управления систематически использовали полученную информацию не по назначению.
Полиция никогда не стеснялась следить за гражданами, используя имеющиеся у нее в наличии технические средства. В августе 2011 года была проведена проверка 230 полицейских управлений по всей стране. При этом ACLU (Американский союз защиты гражданских свобод) сделал вывод, что практически всеми этими управлениями ведется прослушивание мобильных телефонов граждан, и при этом почти нигде полицейские не давали себе труда дать хоть какие-то юридические основания для такой практики. В 2010 году калифорнийская прокуратура подготовила для полицейских пакет учебных материалов, где давались советы, «как нужно добывать качественные материалы для следствия». Среди прочего там уточнялось, что «последнее время в распоряжении государственных служб появились более изощренные и эффективные способы вторжения в пространство частной жизни». На одной профессиональной конференции, которая состоялась в 2009 году, руководитель службы электронного слежения телефонной компании Sprint вскользь сообщил, что их компания в течение последних 13 месяцев предоставила полиции 8 млн точек с координатами, так что полицейские просто создали специальный сайт, через который каждый из них мог следить за клиентами Sprint.