«Золотой глобус» — 2021: кто победил и нужна ли вообще эта премия
28 февраля прошла церемония вручения кинопремии «Золотой глобус». Кинокритик Егор Беликов объясняет, почему ее результаты оказались одним разочарованием и почему миру, по сути, больше не нужен «Глобус»
Чудовищно скучной и ощутимо лицемерной получилась трансляция «Золотого глобуса» — 2021, возможно, худшая в истории американского live-телевидения. Обычно даже на «Оскаре» и перед ним, на присутственной красной дорожке, находилось что обсудить. Здесь же не было ничего, кроме новых порядков: звезды даже в зал не приехали, хотя их было сразу два, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, куда распределили двух ведущих, Тину Фей и Эми Полер (они друг друга отчаянно не чувствовали, хотя обе — очень техничные комикессы, привыкшие работать в паре, но магии на сценах не случилось совсем).
В залах сидели статисты на приличествующем расстоянии. Сами номинанты и победители даже статуэток в руках не подержали, потому что находились по домам и через запинающуюся видеосвязь старались доложить о своих чувствах. Как выяснилось, нет ничего тоскливее, чем трехчасовой созвон Голливуда. Вместе с естественной смертью церемониальности в пустоте залов встал важный вопрос: без парада звезд на красной дорожке и мемов с участниками церемонии зачем вообще мы это смотрим? По сути, мы наблюдаем за трехчасовой инсценировкой пресс-релиза о победителях некой кинопремии, где кто-то голосовал и выбрал лучшие картины.
Экономика «Золотого глобуса» довольно примитивна. У организации Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA) есть договоренность с телеканалом NBC на проведение трансляции церемонии награждения в прямом эфире. Это их доход. Уходят же средства на то, чтобы эту церемонию провести на минимально достойном уровне (то есть можно не заморачиваться, как на «Оскарах»), а также выбрать лауреатов. На этой стадии становится заметна ключевая разница между подходами HFPA и Американской киноакадемии, которой, помимо прочего, приходится окучивать несколько тысяч капризных кинематографистов в разных странах мира, чтобы они проставили галочки в онлайн-бюллетенях. Учредители HFPA решили проблему гениально — в их организации состоят всего 90 человек, обладающих сомнительным статусом киножурналиста, из разных стран, которые при этом все проживают в Калифорнии. Очень удобно: никуда возить не надо, просмотровые копии рассылать тоже проще, все под боком. Получается намного дешевле «Оскара», а права на трансляцию церемонии явно стоят не сильно-то меньше.