Советская запрещенка: великие фильмы, не прошедшие цензуру
Ни для кого не секрет, что, прежде чем быть выпущенным в прокат, советский фильм обязательно должен был пройти цензурный контроль. Однако удалось это не всем, в том числе и великим фильмам, без которых сейчас сложно представить советский кинематограф. В нашей новой подборке мы расскажем о картинах, которые в своё время по тем или иным причинам попали в опалу и не были показаны широкому зрителю.
«Иван Грозный» (1944)
Последнему фильму великого Сергея Эйзенштейна не удалось избежать цензурных запретов, что, по одной из версий, ускорило уход режиссёра из жизни. Сценарий картины утверждал лично Сталин. Фильм состоит из двух частей, за первую Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии I степени. Однако за вторую часть режиссера обвинили в искажении исторических фактов, и показ ее запретили: «Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма “Иван Грозный” обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». Истинной причиной были явные параллели между правлением Ивана Грозного и Сталина, а изображение Грозного как маньяка, всё больше погружающегося в безумие, вряд ли могло понравиться власти. Тогда же была снята с проката и первая часть фильма. Эйзенштейн пытался добиться снятия запретов, в результате чего ему было предложено доработать картину. Однако работа не была завершена из-за смерти режиссёра. Фильм вышел в прокат только в 1958 году.
«Застава Ильича» (1964)
Один из главных оттепельных фильмов именитого режиссера Марлена Хуциева хоть и вышел на советские экраны в 1965 году под названием «Мне двадцать лет», всё же не сумел избежать цензурных ножниц, значительно изменивших первоначальный замысел картины. Главный герой фильма - двадцатилетний парень Сергей Журавлёв, который после возвращения из армии пытается влиться в новую жизнь и найти своё в ней место. После показа «Заставы Ильича» руководителям партии Н. С. Хрущёв раскритиковал фильм, заявив: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!» В результате Хуциев был вынужден внести в картину ряд поправок, в частности, наибольшим изменениям подверглись сцены поэтического вечера в Политехническом музее и сюрреалистический финальный разговор главного героя с отцом,