Deus ex Machina
Одни считают его гением и пророком, другие – психом, по которому плачет смирительная рубашка в лечебнице Аркхем. Когда его спросили: «Существует ли Бог?» – он ответил: «Пока еще нет». Создатель планшетных сканеров и компьютерных методов распознавания устной и письменной речи, изобретатель синтезаторов, на которых играют музыканты от Depeche Mode и Duran Duran до Nine Inch Nails и Massive Attack, главный инженер Google и лауреат множества наград, в том числе Национальной медали США в области технологий и инноваций, он, несмотря на все эти достижения, более известен широкой общественности как футуролог, чьи предсказания о скорой киборгизации людей восхищают и пугают одновременно. Его имя – Рэймонд Курцвейл.
О скором наступлении эры машинно-человеческих гибридов, напоминающих Виктора Стоуна из «Лиги справедливости», и о пришествии всемогущего искусственного интеллекта говорилось давно, причем не какими-то мечтателями-киберпанками, а серьезными учеными. Например, скандально известный Энтони Левандовски перед тем, как создать первую церковь искусственного интеллекта Way of the Future, работал ведущим инженером Google и Uber. «ИИ, конечно, не бог в том смысле, что он мечет молнии или вызывает ураганы, – утверждал Левандовски. – Но если существует нечто, в миллиард раз превосходящее по интеллекту самого умного человека, как еще вы это назовете, если не богом?»
Рэй Курцвейл не столь категоричен в своих теологических суждениях, хотя и не отрицает, что человечество вряд ли сумеет подобрать для искусственного интеллекта иное понятие, нежели Бог, когда познает его силу. Просто это будет Deus ex machina – «Бог из машины». Марвин Минский и Стивен Хокинг тоже были уверены, что появление сверхчеловеческого ИИ – вариант неизбежный, но при этом чрезвычайно опасный. Курцвейл же относится к такому сценарию будущего человечества с нескрываемым оптимизмом, потому как в отличие от покойных Хокинга и Минского желает (а чего желать еще в 73 года!) прожить еще пару сотен лет. На крайний случай у Рэя арендована криогенная камера с рекомендациями по реанимации, если вдруг что-то пойдет не так и он не успеет до своей смерти слиться в экстазе с вожделенным ИИ.
А начиналось все чинно-благородно. Примерный сын еврейских родителей, сбежавших из Австрии накануне Второй мировой войны, не разменивался на всякую ерунду вроде «погонять в футбол с пацанами на районе» или «стащить у мамы пузырек с валиумом и пускать слюнявые пузыри», а прилежно учился, переводил старушек через дорогу, читал научно-фантастические романы и уже в 15 лет написал компьютерную программу для обработки статистических данных. С первых лет обучения в Массачусетском технологическом Курцвейл создал компьютерные программы, выделяющие «образные фрагменты» в музыкальных произведениях и использующие накопленные знания при генерировании новых музыкальных композиций. Эти «программы-композиторы» прославили юношу: сам президент США Линдон Джонсон удостоил Шурика – тьфу, Рэймонда – личной аудиенцией. Со второго курса Курцвейл начинает свой собственный бизнес – он разрабатывает экспертную компьютерную систему Select College Consulting Program, помогающую будущим студентам выбрать учебное заведение, причем не по потребностям, а по способностям (что? этот Электроник считает, что я не гожусь для Гарварда?), а потом продает свой проект за кругленькую сумму. Да-да, этот Курцвейл был не только вундеркиндом (сколько наших вундеркиндов работает бухгалтерами в пельменных), но и невероятным везунчиком. Жизнь этого парня из Куинса – одна сплошная полоса творческих и коммерческих удач.
В 1974 году Рэй основал собственную компанию Kurzweil Computer Products, которая начинает создавать системы для распознавания печатного текста независимо от использованных при печати шрифтов. Причем усилия компании концентрируются не на сверхвыгодных с финансовой точки зрения бизнес-предложениях (распознавание документов, например), а на гуманистической проблеме (какой хороший мальчик!) – создании читающей машины для незрячих, которая объединяет в себе портативный компьютер, сканер и синтезатор речи. Причем, борясь за гуманизм и дело мира, Рэй тем не менее зарабатывает на своем «киберчтеце» целое состояние.