Недостаточно голубая лагуна: что делать, чтобы остановить загрязнение Мирового океана
Что могут сделать судостроители, судовладельцы, компании и государства, чтобы остановить загрязнение водных ресурсов
Согласно исследованию ученых из Комиссии по загрязнению и здоровью научного журнала Lancet, более 9 млн преждевременных смертей в год — это последствия загрязнения Мирового океана. Это одна из самых важных, но до сих пор плохо изученная и не всеми признаваемая проблема, масштабы которой только предстоит оценить.
Наиболее опасные загрязнители океана
Ежегодно в океан попадает более 10 млн т пластика. Большая часть этих отходов распадается на крошечные частицы (микропластик) и накапливается в прибрежных и глубоководных отложениях. Оставшиеся крупные куски десятилетиями плавают в воде, образуя целые мусорные острова. Один из самых крупных — так называемое мусорное пятно в Тихом океане. Это сотни километров водной глади, покрытой отходами человеческой жизнедеятельности. Точная площадь пятна неизвестна, по разным подсчетам, речь о 0,7–1,6 млн кв. км и порядка 100 млн т мусора.
Микропластик не так заметен, но тоже крайне опасен. В нем содержится множество токсичных химических веществ, добавляемых в пластмассы, чтобы сделать их гибкими, красочными, водонепроницаемыми или огнестойкими, — встречаются и канцерогены, и нейротоксины, и эндокринные разрушители, способные вызывать рак и другие проблемы со здоровьем. Эти насыщенные химическими веществами частицы попадают в пищевую цепь и накапливаются в рыбе и моллюсках, а с ними микропластик поглощаем и мы. В последние годы ученые начали находить микропластик и в человеческих тканях. По данным отчета PEW и SystemIQ «Breaking the Plastic Wave», количество пластика в океане увеличится к 2040 году втрое и будет расти дальше со скоростью 50 кг в минуту.
Другая опасность — ртуть. От 80% до 90% ее органических соединений поступает в организм человека из рыбы и моллюсков (при этом от 75% до 90% органической ртути, содержащейся в морепродуктах, составляет метилртуть — крайне токсичное соединение, способное накапливаться в организме). Ртуть используют в металлургии для вымывания золота из породы, а кроме того, она попадает в атмосферу при сжигании угля. Больше всего ртути накапливается в крупных хищных рыбах: акуле, рыбе-мече, белуге, бериксе, тунце.
Какой след оставляют корабли
Большинство людей представляют разлив нефти как аварию на крупном нефтедобывающем производстве или танкере. Но такие происшествия скорее редкость, зато разливы нефти гораздо меньшего масштаба на суше, в открытом океане, на реках и озерах происходят каждый день. Они могут быть связаны с добычей и транспортировкой нефти, а могут случаться в ходе рутинной эксплуатации судов, например при дозаправке. Каждый разлив наносит непоправимый вред морским растениям и животным: даже если ликвидировать нефтяное пятно на воде максимально быстро, большинство обитателей водоема все равно погибнут.
Кроме нефтяного, морской транспорт оставляет еще и углеродный след — так называется совокупность всех выбросов парниковых газов, включая диоксид углерода. Вступая в реакцию с водой, он вызывает изменение уровня ее кислотности (pH-фактора). От этого страдают в первую очередь организмы — строители раковин, но опосредованное влияние затрагивает целые экосистемы. По словам руководителя климатического проекта Greenpeace в России Василия Яблокова, парниковые газы — самая главная угроза для океана. «Откатить обратно» процессы, связанные с глобальным изменением климата, уже невозможно, можно только смягчить последствия. «Из-за изменений в химическом составе воды мы уже теряем коралловые рифы. Основным способом преодоления этих негативных последствий является глобальная борьба с изменением климата: сокращение выброса парниковых газов — везде, во всех секторах экономики», — говорит Яблоков.
Согласно данным Международной морской организации (IMO), на морские перевозки приходится около 3% мировых выбросов CO2 — это немногим меньше, чем производит вся российская экономика (по данным British Petroleum). Всего 15 крупнейших мировых океанских кораблей, сжигая тяжелый мазут, выбрасывают больше вредных оксидов азота и серы, чем все автомобили мира, пишет The Economist. На сектор торгового судоходства (правда, вместе с авиацией) приходится почти десятипроцентный вклад в проблему глобального потепления.