Сооснователь проекта «Много лосося» — о «темной кухне» и кризисе
«РБК Стиль» поговорил с одним из основателей проекта «Много лосося» Александром Мутовиным о нехватке лосося в блюдах, идеальных шершавых пиццах и роботах для сборке поке.
Последние годы на ресторанном рынке продолжается поиск новых форматов и развитие сервисов доставки. В период карантина и самоизоляции проблемы у существующих ресторанов еще больше обострились, зато очень востребован стал формат dark kitchen, который на московском рынке сейчас превратился в мощный тренд. Мы продолжаем изучать этот феномен и обратили внимание на нового перспективного игрока в этом сегменте — проект «Много лосося», который сумел провести первый раунд инвестиций, привлечь профессиональных инвесторов и увеличить оборот бизнеса более чем в десять раз.
— С чего началось ваше погружение в мир «темных кухонь» и почему вы выбрали именно этот бизнес?
— Мы с партнером Яковом Менделеевым давно знакомы. Яков работал в телекоме, потом отвечал за запуск сервиса Uber в Красноярске, позже занимался развитием «Яндекс.Такси» в Прибалтике. А я профессиональный консультант, отвечал за блок финансового моделирования в «Росатоме», потом за корпоративную стратегию в «Норникеле». Но мы, как два «корпората», частенько задумывались о своем бизнесе и собственных проектах. Приценивались к разным индустриям и идеям. Помогло нам то, что когда Яков занимался развитием Uber, параллельно запускался проект Uber.Eats. А в то время тема dark kitchen еще только начала появляться в России. И мы поняли, что это классная модель, которая может мощно развиваться одновременно с рынком доставки, ростом агрегаторов, и что на этой волне можно, подобно серферу, оседлать волну и вырасти в разы. Мы прикинули финансовую модель, и тут в голову пришла идея концепции «Много лосося».
— Довольно неожиданная история.
— Просто я большой любитель лосося. (Смеется.) Поэтому меня вдохновила идея сделать топовые блюда с большим содержанием этой рыбы в составе. Ведь когда ты приходишь в ресторан, заказываешь суши или салат с лососем, то потом смотришь на блюдо и думаешь: «Ну можно было бы лосося побольше положить!» В ресторанах постоянно возникает ощущение, что на тебе сильно сэкономили, но при этом выставили более чем нормальный счет. Ведь дома мы не так готовим. Дома ты берешь хороший кусок лосося, вкусно его солишь и делаешь себе классный бутер! Такой подход и лег в основу нашей концепции.
— Как выстраивали производство и кто из шефов разрабатывал меню?
— Сначала я сам сделал меню. Затем на Avito мы выкупили умирающий цех, в котором раньше делали суши. Его продавали за 200 тыс. руб., но мы смогли сбить цену до 100 тыс. руб. В торце пятиэтажки работал цветочный магазин, была комната-цех с нормальной вытяжкой. Для тестового запуска такого помещения нам было более чем достаточно. Взяли точку, дооснастили ее оборудованием, подключили к Delivery Club и «Яндекс.Еде». Но пошло все не быстро, так как были только случайные заказы. Мы подумали и поняли, что если не сделать клиентам хорошее предложение, то рассчитывать особо не на что. Тогда мы придумали акцию «1+1» — покупаешь ролл «Филадельфия» с лососем и второй получаешь в подарок. И с учетом того, что у нас был кайфовый продукт и кайфовый бренд, людей это зацепило. Кстати, ролл «Филадельфия» до сих пор самое топовое блюдо в структуре заказов гостей.
Плюс в нашем росте очень помогла Neighborhood — это очень активная Facebook-группа жителей района Сокол. Если ты им нравишься, то все хорошо, и ты получаешь мощный трафик заказов. А они нас полюбили! (Смеется.)
Наша флагманская точка была в районе метро «Аэропорт», но потом она сильно разрослась, и мы переехали на Ленинградский рынок. Сейчас там делается несколько наших концепций, помимо «Много лосося».