Любовь к животным и санкции
Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

За счет увеличения популяции домашних кошек и собак, а также повышения спроса со стороны их владельцев на корма промышленного производства потребление последних ежегодно растет в среднем на 7,7 %. К 2034 году сегмент может расшириться в 1,5 раза. Как развивается рынок и можно ли получить выгоду от инвестиций в это направление, рассказывает автор данной статьи.
Для принятия взвешенного решения об инвестициях в проект по производству кормов для непродуктивных животных стоит сфокусироваться на трех ключевых аспектах. Первый — потенциал российского рынка кормов для домашних питомцев. Важно оценить объем и прогноз развития, возможности импортозамещения, доходность и инвестиционные параметры бизнеса.
Второй аспект — сложности работы в данном секторе, включая уровень консолидации, доступ к сырью и качественному оборудованию, а также наличие компетентной команды. В-третьих, важно разработать стратегию выхода на этот рынок: определить объем производства и локацию, бизнес-модель, стратегию работы с каналами сбыта и составить план продвижения.
Динамика сегмента
С 2018 по 2024 год натуральные объемы потребления кормов для собак и кошек в России активно росли, прибавляя по 7,7 % в год. Данная тенденция объясняется повышением популярности промышленных кормов и ростом популяции домашних питомцев.
Основной объем на российском рынке кормов для непродуктивных животных занимает продукция для кошек и собак. Так, в общем потреблении на кошек приходится 74 %, на собак — 24 %, остальное — на рыбок, птиц и прочих декоративных животных.
Сектор кормов для кошек остается крупнейшим, особенно по объемам влажного корма, где преобладает премиум-продукция. В сухих кормах для кошек сохраняется высокая доля эконом-сегмента (49 %), хотя премиальные категории также активно развиваются.
Рынок кормов для собак уступает по объему в три раза. Его структура отличается: доминирует категория сухих кормов, в которой преобладает эконом-сегмент, тогда как во влажных наблюдается смещение в сторону более премиальных продуктов.
В стоимостном выражении за последние семь лет сектор показал еще более стремительный рост, увеличившись втрое, до 564 млрд руб. Самые высокие темпы увеличения объемов в деньгах демонстрируют влажные корма, на которые приходится 41 % рынка, но наибольшую долю в потреблении (55 %) при этом сохраняет сухой корм, являясь основой рациона. Сегмент лакомств остается нишевым (4 %), но стабильно развивается благодаря увеличению внимания к уходу и заботе о питомцах. Тренд на более бережное отношение владельцев к здоровью и настроению домашних животных ускорил также расширение направления суперпремиальных кормов — сегмент увеличивается быстрее других и по итогам прошлого года достиг 217 млрд руб.
Что касается отечественного производства кормов для кошек и собак, то за последние семь лет оно выросло на 78 % — с 782 до 1392 тыс. т. Увеличение объемов связано с тем, что в период 2018–2021 годов мировые лидеры данного рынка Mars и Nestle инвестировали в расширение своих линий на территории нашей страны. Кроме того, открывали новые заводы по производству кормов для домашних питомцев российские компании, работающие в смежных подотраслях, — «Мираторг», «Научно-производственный центр кормовых технологий» (НПЦКТ), Fava и другие.
Однако после приостановки инвестиций в расширение мощностей со стороны Mars и Nestle рост производства в 2023 году остановился. В 2024-м объем выпуска кормов вновь начал увеличиваться, прибавив за год 10,2 %. Но теперь этот рост связан с запуском проектов уже отечественных игроков, а не транснациональных корпораций.
Сейчас производство сухого корма незначительно превалирует над производством влажного: его доля составляет 54 %. Это устойчивая тенденция, наблюдающаяся с 2019 года.
Ограничения импорта и восстановление экспорта
Постепенный запрет кормов из ЕС со стороны Россельхознадзора и увеличение внутреннего производства способствовали падению импортозависимости до 4 % в прошлом году. Под ограничения попадают корма преимущественно супер-премиумсегмента — Farmina N&D с производственными мощностями в Италии, Сербии и Бразилии, Pro Plan с заводами во Франции и Италии, Hills с площадками в США, Чехии, Франции, Нидерландах и Италии, а также другие бренды.
В 2024 году ушедший импорт частично заместили корма из Польши и Китая, однако в связи с ужесточением ввоза продукции на российском рынке образуется свободная ниша объемом около 70 млрд руб. В январе 2025-го из-за вспышки ящура в Европе поставки кормов из ЕС были дополнительно ограничены. Сейчас лишь несколько предприятий Испании, Бельгии, Франции и Италии, на которых ранее проходили инспекции Россельхознадзора, имеют возможность вновь импортировать корма в Россию.
В 2021 году наша страна стала нетто-экспортером кормов для кошек и собак. Тогда из России за рубеж был вывезен рекордный объем — 177 тыс. т. Основными покупателями были страны Евразийского экономического союза, а также Франция. В 2022-м отгрузки продукции в Евросоюз и Украину, на которую приходилось больше половины экспорта, были приостановлены. Теперь основными импортерами российских кормов являются Беларусь и Казахстан. После двух лет снижения вывоза (в 2023-м внешние продажи упали до 93 тыс. т) в 2024 году объемы поставок снова начали расти и достигли 111 тыс. т за счет увеличения потребления в странах ЕАЭС. Основными экспортерами российских готовых кормов являются транснациональные компании — Mars и Nestle.