В будущее возьмут Петербург
Пока вся страна спорит о московском благоустройстве, архитектурный критик Мария Элькина уверена: именно петербургскую модель городских преобразований стоит взять с собой в 2020-е годы. Петербургский урбанизм — это не какая-то там вертикаль, а бирюзовая организация!
Принято считать, что урбанистическая революция за последние десять лет произошла в Москве. Парки, пешеходные набережные, качели для взрослых в центре города, деревья вдоль дорог, упорядоченные платные парковки, удобный общественный транспорт. На этом фоне Петербург записывают в аутсайдеры, пеняя на бездействие руководства. Действительно, правительство Cеверной cтолицы почти не проявило благоустроительного рвения. Тем не менее, перемены в ощущении от города на берегах Невы случились не менее разительные, чем в Москве. Прогулка по Петербургу — не просто приятное занятие, но еще и непременно интрига: даже те, кто живут здесь давно, всегда имеют шанс обнаружить что-то неожиданное и необычное.
В Петербурге нет Парка Горького и Зарядья, нет Тверской и Садового кольца с широкими гранитными тротуарами с рядами лип. Зато в Петербурге есть Новая Голландия и Порт Севкабель; Бизнес-парк «Полюстрово»; музеи и планетарии в промзонах; десятки дворов, превратившихся в барные, креативные или офисные кластеры; сотни баров и кафе на любой интеллект и кошелек; благотворительные магазины и кафе; китайские чуфальни и узбекские забегаловки. Всё вместе — тысячи городских пространств.
Нельзя не признавать, что Петербург не просто многого достиг в отношении гуманистического урбанизма, но и представляет собой образец городских трансформаций, который стоило бы взять с собой в будущее и самому Петербургу, и другим городам. Есть одна сложность. Если в Москве была реализована систематическая программа по улучшению качества городской среды, то Петербург изменился спонтанно и неожиданно, как будто бы сам собой. Невозможно