Родина инвесторов манит
Чего ждать от рынка акций во втором полугодии
Во втором полугодии 2024 года финансовые аналитики ожидают возобновления роста на российском рынке акций. Основными драйверами послужат реинвестирование дивидендных выплат, экономический рост в стране и общая недооцененность отечественных ценных бумаг. К западному рынку акций большинство экспертов, напротив, советуют относиться с осторожностью: смущает его общая перегретость.
Внутренние драйверы
С середины апреля по конец мая российский рынок акций стагнировал, а рост по итогам первых пяти месяцев года составил порядка 12%, что на фоне более 25% за аналогичный период 2023 года выглядит довольно скромно. После затянувшейся паузы эксперты ожидают возобновления активного движения вверх индекса Мосбиржи во втором полугодии.
«Мы позитивно оцениваем перспективы роста российских акций»,— говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова. Сейчас начинается основной дивидендный сезон, поясняет она, и эти выплаты будут дополнительным драйвером роста, так как часть из них может быть реинвестирована в рынок. Дивидендная доходность (в основном по сырьевым компаниям), по ее оценкам, в среднем составляет 15%. При этом общий интерес к рынку в целом растет на фоне новых размещений, есть положительные изменения в части увеличения прозрачности и более полного раскрытия информации эмитентами. «Текущая оценка ряда компаний сохраняет дисконт к рынку относительно исторических значений либо относительно потенциала роста бизнеса. То есть фундаментальная составляющая остается значимым источником роста»,— добавляет аналитик.
Схожей логики придерживается и старший стратег SberCIB Investment Research Андрей Крылов, который называет свой взгляд на перспективы российского рынка акций во втором полугодии нынешнего года «умеренно позитивным» и ожидает, что с учетом дивидендов полная доходность индекса Мосбиржи до конца года составит 12–14%. Росту рынка будут способствовать реинвестирование дивидендов и притоки денежных средств на рынок акций после обмена заблокированных активов в конце июня на фоне ожидаемого снижения ключевой ставки Банка России и снижения доходности на денежном и долговом рынке. В 2025 году, по прогнозам SberCIB, оценка российского рынка акций продолжит восстанавливаться: текущая его оценка рынка по мультипликатору P/E составляет 5,3, что ниже средней исторической оценки 6,2. «В 2025 году полная доходность российского рынка акций может составить порядка 20%, из которых 8% могут составить дивидендные выплаты»,— прогнозирует Андрей Крылов.
Инвестиционный стратег брокера «ВТБ Мои инвестиции» Станислав Клещев считает, что в начале лета рынок уже в полной мере заложит в ценах такие факторы, как новые налоговые инициативы правительства и изменившаяся траектория снижения ключевой ставки, что позволит индексу Мосбиржи стать более чувствительным к чистым притокам капитала. А пик чистого притока средств частных инвесторов придется, по его оценкам, как раз на июль-август, когда пройдут выплаты как по дивидендам, так и по заблокированным активам. «Полагаем, что эти средства мо
гут стать дополнительным топливом для переоценки акций отдельных секторов и рынка в целом»,— надеется эксперт.
Главный аналитик «Солид Брокер» Дмитрий Донецкий тоже оптимистичен, но у него несколько иные мотивы. С одной стороны, рассуждает он, денежно-кредитная политика (ДКП) в России сейчас более жесткая, чем ожидалось ранее консенсусом аналитиков. Но с другой — наблюдается более высокий, нежели прогнозировалось, внутренний спрос, в том числе инвестиционный, а это уже приводит к более высокому, чем ожидалось, росту ВВП. «В итоге для рынка акций макроэкономическая ситуация умеренно позитивна. К тому же выплата больших дивидендов хорошо поддерживает котировки основных индексных бумаг и всего рынка. Благодаря дивидендным потокам притоки ликвидности извне на рынок постепенно толкают акции к своим справедливым значениям, что выражается в росте рынка. Мы считаем, что эта тенденция продолжится и во второй половине 2024 года, а в 2025 году основным драйвером роста должно стать снижение ключевой ставки»,— прогнозирует Дмитрий Донецкий.
Аналитики ФГ «Финам» более осторожны. «На наш взгляд, рынок позиционирован для умеренной коррекции в краткосрочной перспективе из-за просевших валютных курсов и снижения долларовых цен на нефть. Давление может также оказать усиление геополитических рисков»,— опасаются они. Хотя также считают, что поддержку рынку окажет наступающий дивидендный сезон, и оценивают дивидендную доходность по индексу Мосбиржи на уровне 9% на ближайшие 12 месяцев, отмечая, что по отдельным бумагам, особенно в нефтегазе, можно будет получить и больше. Если убрать за скобки плохо прогнозируемую геополитику, то, поскольку фоном идет экономический рост и к концу года возможны более высокие валютные курсы, со временем можно ожидать выхода индекса Мосбиржи на более высокие уровни. На коррекции стоит формировать среднесрочные позиции. На облигационном рынке есть более привлекательные варианты с точки зрения доходности, но у акций есть антидевальвационные свойства, и они являются хеджем против ослабления рубля в долгосрочном перспективе, считают эксперты.
Инвестиционный стратег «Алора» Павел Веревкин не особо оптимистичен. «Свой взгляд на перспективы российского рынка акций в этом году я бы назвал осторожным и даже негативным»,— говорит он. Это связано, на его взгляд, в том числе с высоким уровнем ставки ЦБ, что для рынка является своего рода встречным ветром. Но главное, что в результате этого и ряда других причин, по его мнению, сложилась парадоксальная ситуация, когда доходность по условно-безрисковым инструментам, таким как короткие ОФЗ, банковские депозиты, фонды ликвидности, выше, чем на рынке акций. «Сейчас стартует дивидендный сезон, и, по нашим оценкам, только одна российская бумага давала доходность выше, чем по банковскому депозиту. То есть премии за риск у инвесторов, по сути, нет»,— сетует эксперт. Что касается более долгосрочных перспектив, то, по словам Павла Веревкина, инвесторы пока смотрят в основном на текущий дивидендный сезон и не в полной мере учитывают такие эффекты, как грядущее повышение налогов, что в будущем чревато для компаний-эмитентов снижением прибылей и, соответственно, выплат акционерам.