У Анны
Музей Анны Ахматовой смог из литературной экспозиции превратиться в живое культурное пространство — с джазовыми фестивалями в саду и выставками-инсталляциями.
О том, как управлять маленьким музеем, чтобы он конкурировал за аудиторию с «Новой Голландией» и креативными кластерами, рассказывают директор музея Нина Попова, заместитель Анна Соколова и заведующая отделом выставок и проектов Жанна Телевицкая.
Ахматова и Бродский как культуртрегеры
Нам повезло с героиней. Анна Ахматова захватила разные эпохи: до революции, после революции, затем блокада, оттепель. Ее третий муж, Николай Николаевич Пунин, начинал с изучения Андрея Рублева, а затем стал лучшим теоретиком русского авангарда. К нему приходили художники, которых не выставляли так же, как Ахматову не печатали. То, что мы делаем выставки современного искусства, музыкальные фестивали, — это естественное продолжение изучения жизни Ахматовой и ее круга.
В 1930-е годы мировую культуру от них прикрыли навсегда, а им хотелось продолжать в ней жить. В год 125-летия Ахматовой открылась выставка «Ахматова и ее современники», в это время наш министр культуры говорил: «Россия — это не Европа», а мы говорили: «Тоска по мировой культуре, европейской», потому что Россия — это Европа. Как появился фестиваль «Бродский Drive»? С самого открытия музея друзья Бродского дарили нам его вещи. Я спрашивала: «Зачем?» Они отвечали: «Ну, так это естественно, он же дружил с Ахматовой. У вас открылся современный музей современного поэта, и вы будете Бродского собирать». Сложилась цепочка ассоциаций: Бродский любил классический джаз, поэтому давайте сделаем джазовый фестиваль, посвященный ему. Эта музыка хорошо звучит в саду, привлекает молодежь, музыканты приходят к нам и говорят: «У вас такое звучание, какого нет в Москве». Вячеслав Гайворонский спрашивает: «А можно перед моим выступлением студенты поиграют?» Конечно, можно, потому что это площадка для молодых. Также появился фестиваль фильмов под открытым небом «А-Кино». Как-то на «Ночи музеев» мы показывали в саду Фонтанного дома трофейные фильмы — то, на чем воспитывался Бродский. Зрителям понравилось, и мы решили не останавливаться: невозможно бесконечно показывать трофейные фильмы, поэтому давайте показывать кино о поэтах, писателях, художниках. В этом году в программе были картины о Фрэнсисе Бэконе, Эдварде Мунке, Пиросмани.