Татьяна Виноградова
Продолжательница династии врачей во время пандемии COVID-19 возглавила Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом, где получают помощь 20 тысяч петербуржцев с ВИЧ. Благодаря трем поколениям женщин ее семьи профильные программы лечения в Петербурге — лучшие в России.
Когда в 1987 году в Ленинграде обнаружили первый случай ВИЧ-инфекции, Татьяне Виноградовой было 12 лет. О появлении вируса она узнала не из газет: ее бабушка, известный врач-инфекционист Аза Рахманова, первой заподозрила заболевание у пациентки Боткинской больницы. Диагноз подтвердился, а министр здравоохранения СССР Евгений Чазов объявил профессору Рахмановой выговор. Тогда в Стране Советов о ВИЧ слышать не хотели: всё под контролем, советские граждане в безопасности — благодаря уголовному преследованию гомосексуализма, эффективной профилактике наркомании и низкому уровню проституции. Сейчас в России с заболеванием ВИЧ живет более 1,4 миллиона человек.
В середине 1990-х Аза Гасановна Рахманова организовывает в Петербурге первые международные конференции по ВИЧ. Ее внучка, студентка Первого меда Татьяна Виноградова, участвует в них уже в качестве переводчика, знакомится с будущим руководителем ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу) Винеем Салданой и с первыми ВИЧ-активистами. Например, с норвежцем Арне Хусдалом, который открыто и провокационно сообщал о своем диагнозе, — как правило, после объятий/рукопожатий с петербургскими врачами и профессорами. Ученые мужи бежали в туалет мыть руки, несмотря на то что ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
Татьяна Виноградова не планировала продолжать династию врачей-инфекционистов. И, получив специализацию «организатор здравоохранения», ушла из медицины на пять лет. Но после смерти мамы, Елены Николаевны Виноградовой, возглавлявшей Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом, она пришла туда и попросила взять на любую должность: «После ухода мамы Аза Гасановна повторяла, что теперь нужно работать еще интенсивнее, и я осознала, что мое участие необходимо». Академик РАН Николай Беляков (главврач центра с 2007 по 2015 год. — Прим. ред.) как раз искал «человека в теме», который не боится людей с ВИЧ — в итоге Татьяна в 2010 году получила должность заместителя по научно-организационной работе. А спустя 10 лет стала главным врачом — ее руководитель Денис Гусев ушел управлять Боткинской больницей во время пандемии COVID-19.
ВИЧ-позитивный петербуржец в 2021 году — кто это?