Плотников, Скворцов и Горошко на реабилитации после шоковой психотерапии

Собака.ruЗнаменитости

Скворцов. Плотников. Горошко

Текст: Алина Исмаилова, Андрей Захарьев, Елена Анисимова

Слева направо: на Петре Скворцове: рубашка, шорты RED SEPTEMBER, брюки 404 NOT FOUND; на Константине Плотникове: рубашка и шорты RED SEPTEMBER, брюки USHATAVA; на Сергее Горошко: рубашка и шорты RED SEPTEMBER, брюки USHATAVA, подвеска OMUT

Хитовый бэнгер сезона «Калимба» (все эпизоды сериала — уже в онлайн-кинотеатре Okko!) начинается как герметичный триллер про радикальный эксперимент профессора Мещерского (Федор Бондарчук дает доктора Калигари!), собравшего в «палате № 6» — подвале бывшей психлечебницы — жертв и их обидчиков. На прочность режиссер Нурбек Эген проверяет психику только топов из А-листа российского кино — от протагониста «Короля и Шута» Константина Плотникова и главного суперзлодея вселенной майора Грома Сергея Горошко до звезды «Ученика» и «Секретов семейной жизни» Петра Скворцова. Но всё в снятом в Петербурге (столице безумия еще со времен пушкинского «Медного всадника»!) сомнабулическом проекте не так просто и не то, чем кажется.

На реабилитацию после шоковой петербургской психотерапии мы с Плотниковым, Скворцовым и Горошко отправились в рациональную Москву.

На Петре: комбинезон HOUSE OF LEO, очки BALENCIAGA (Optics Gallery), кеды FRATELLI ROSSETTI (No One); на Сергее: рубашка OAMC (DayNight), пиджак и брюки HOUSE OF LEO, очки BALENCIAGA (Optics Gallery), кеды BARRACUDA (No One); на Константине: пиджак RAZUMNO, рубашка и брюки RED SEPTEMBER, очки BALENCIAGA (Optics Gallery), кеды PREMIATA (No One)

Петр Скворцов

Брусникинец Петр Скворцов в триллере «Калимба» устраивает «русское поле экспериментов»: как в «Ученике» Серебренникова, вводит в историю о сложных отношениях драгдилера Ромы с приемным братом христианские мотивы Каина и Авеля.

Почему на Скворцова не стоит обижаться

Что вообще такое «калимба»?

Инструмент африканский, другое название — «королева караванной дороги». Очень эффектная вещь и красиво звучит. Как правило, его делают из расплющенных гвоздей, кокоса и кусочка фанеры.

Это я погуглил, а к сериалу «Калимба» он какое отношение имеет?

Точно не знаю. Но можно порассуждать, что это инструмент для караванов, а значит, двигаясь вперед по жизни, мы все будто играем на калимбе. Конечно, это измышления — я вообще не мастер слов. Давайте в начале беседы сразу дадим дисклеймер: «Петр Скворцов может легко наговорить глупостей, не потому что злой, а просто тупой, не обижайтесь».

Вы так защищаетесь?

Разумеется, подушка безопасности, чтобы потом не стесняясь говорить о чем думаешь.

На Петре: рубашка, брюки, пиджак и туфли HOUSE OF LEO, чокер и подвеска OMUT, браслет STYX JEWEL, браслет MAISON MARGIELA, кольца MASTER ВО (Spin4Spin), очки DOUBLET (DayNight)

Когда «Калимбу» показали на фестивале Original+, где он получил в том числе награду за самый ожидаемый проект, многие вспомнили «Колл-центр», в котором был похожий сюжетный ход, но герои оказались заперты в офисе, а не подвале бывшей психлечебницы. Почему «Калимба» не повторение пройденного?

Мы с другими актерами были близки к состоянию наших персонажей: снимали сериал в хронологическом порядке, сидели почти круглосуточно в павильоне в Петербурге, где был построен подвал, в котором по сюжету закрыты герои — участники эксперимента. Так что я ночевал в отеле, а наутро возвращался в подвал.

В принципе, все российское кинопроизводство напоминает такой же психологический эксперимент: двенадцатичасовая смена может затянуться, но при определенном везении удастся оказаться дома и немного поспать. А сравнить «Калимбу» с другими сериалами не могу — я почти ничего не смотрю.

Почему?

Я люблю старое кино, полнометражное — погружаешься на полтора-два часа и ловишь авторское высказывание. Сериалы мне смотреть сложно, не хватает ни внимания, ни времени. Для меня это все равно что прочитать целый роман. Хотя, наверное, неправильно — работать в этой области и совсем ее не изучать.

На Петре: кардиган R13, рубашка KSUBI (DayNight), шорты IANIS CHAMALIDY, серьга, кафф и подвески OMUT, очки BALENCIAGA (Optics Gallery), челси LIME

Как нойз-рок помогает управлять гневом

«Калимба» — многослойно устроенная история с несколькими основными героями и темами. Что для вас в ней было самым важным?

Взаимоотношения палача и жертвы, которые часто в искусстве возникают. Эти роли не статичные, люди часто ими меняются. Будучи жертвой, ты можешь не заметить, как вдруг станешь палачом — буквально тем, с кем некоторое время назад боролся. Нужно провести большую работу над собой, чтобы этого не произошло, — я сейчас реальную жизнь имею в виду, а не сериал.

Еще важная тема для меня — месть. Желание мстить мне кажется нездоровым. «Калимба» — история про то, как в человеке, которому причинили зло и нанесли обиду, возникает гнев. Как это чувство обработать и найти эмоциям выход. Нас же с детства учат: злиться — плохо, гнев нужно задушить. А душить его опасно, если делать это постоянно, однажды он вырвется наружу — и будет очень страшно. Это сериал о том, как работать со своим гневом.

А вы с ним как работаете?

Мы с моим другом, художником Егором Федоричевым, играем в группе «Порок гостеприимства» нойз-рок — очень подходящий жанр для выплескивания эмоций, зарождающихся на черной стороне души. Мы оба настроены пацифистски, не любим насилие, наши разговоры всегда очень мирные. Я никогда не видел, чтобы Егор сильно злился, за собой тоже не замечал желания кому-нибудь сделать больно. Но во время концертов из нас вылезает нечто странное: просматриваю записи и вижу что-то дьявольское в наших глазах. Значит, это все-таки в нас сидит, и если бы не музыка, возникало бы в быту. Мы бы практиковали домашнее насилие или избивали кого-нибудь на улице. Слава богу, что у меня есть способы дать этому выход.

В первой серии «Калимбы» ваш персонаж Рома очень жестко толкает героя Федора Бондарчука.

Да, Федор Сергеевич специально просил так сделать, но толкаю я его художественно — этому же учат в институте, как поставить драку, но никого не травмировать. Важное умение, не всем оно дается. У нас на съемках Косте Плотникову вообще нос сломали, причем каскадер — человек, который как будто должен лучше всех владеть сценическим движением. Раньше, когда я учился, мне казалось, что все надо делать максимально по-настоящему, чтобы выглядело реалистично. Повзрослел и понял: ничего плохого в красивой имитации нет. Это часть профессии.

Про всемогущество, уязвимость и при чем здесь Мамардашвили

О гневе поговорили, а что насчет обиды?

Я обидчив. Если гнев могу выпустить, то обида залеживается. Мне сложно сообщить человеку о ней, и я терплю. Хотя это неправильно, и я работаю над тем, чтобы говорить обо всем прямо. Для меня есть в этом что-то стыдное: ты будто расписываешься в собственной уязвимости. А хочется-то представать перед людьми всемогущим и несокрушимым.

Как это сформировалось — из-за увещеваний общества, что надо держать эмоции при себе и мальчику нельзя плакать?

Да, еще говорят, что на обиженных воду возят. У меня в школе вообще ходила присказка, что обиженных три года в рот ***. У нас все построено на том, чтоб проявлять эмоции неправильно. Если выскажешь недовольство, нарушишь общий настрой. А еще все время апеллируют к старшему поколению — мол, дед терпел, голодал, а ты сидишь в полном довольстве и ноешь. И сразу становится стыдно! Но если подумать: почему дед является преградой для того, чтобы сообщить о чувствах? Я, кстати, не был знаком ни с одним из моих дедушек, а они так влияют на мою жизнь.

Получается, творчество позволяет выплеснуть гнев, но с обидой так не выходит?

Да, при этом творчество — единственный способ хотя бы увидеть, чтó тебя обидело, и в целом понять, чтó с тобой происходит. Еще со всеми переживаниями мне помогают справиться записи лекций Мераба Мамардашвили (доктор философских наук Мамардашвили преподавал в том числе во ВГИКе и на Высших режиссерских курсах в 1980-е, его лекции про Пруста «Психологическая топология пути» существуют в виде аудиозаписей, а в 1990-е посмертно были изданы в виде книги. — Прим, ред.). Всегда есть соблазн буквально применять его рекомендации в жизни как авторитета, но это не совсем верно. Лучше их просто послушать, чтобы спокойно и трезво взглянуть на самого себя. Мне особенно близки его знаменитые лекции про Пруста, в которых он рассказывает, что написание серии романов «В поисках утраченного времени» и есть проживание жизни. Или, например, говорит, что мы рисуем не для того, чтобы изобразить видимое, а чтобы увидеть то, что остается вне поля нашего зрения. Думаю, и с театром, и с кино работает так же.

Как стать демиургом, экспериментировать с реальностью и почему театр нельзя убить

Вы себя часто чувствуете в жизни, будто внутри эксперимента?

Это вообще свойственно человеку, который достаточно инфантилен, как я, — обвинить в неудачах кого-то другого, кто все это устроил и поместил тебя, такого хорошего, в эксперимент. Я частенько вваливаюсь в это ощущение, но знаю, что надо гнать его подальше и брать ответственность целиком на себя. Тогда следующим шагом ты уже сам становишься демиургом и экспериментируешь с реальностью. Подвергаешь ее сомнению и постоянным краш-тестам.

А в театральной мастерской Дмитрия Брусникина, которую вы окончили, было ощущение эксперимента?

Каждый набор курса — это и есть эксперимент. Большой, четырехлетний, в чем-то опасный — ты поступаешь туда сразу после школы и еще можешь ничего не соображать. Я не говорю за всех, есть же люди, которые относятся ко всему мудро, смотрят спектакли выпускников разных мастерских, выбирают педагога, к которому больше всего хочется. А я шел просто не глядя, куда возьмут. И мне повезло — попались великие, знаковые, яркие люди, ставшие в моей жизни особенными. Они отнеслись с большим вниманием к каждой личности и воспитывали нас исходя из индивидуальных особенностей. Это то, что не превращает твое дальнейшее развитие в конвейер. Обучить человека ремеслу не так сложно — разбирать текст, натренировать речевой аппарат. Намного важнее научить анализировать себя и свои чувства и думать, что ты как творец говоришь людям, которые пришли в театральный или кинозал. Это то, что превращает тебя в творца, опять же в того самого демиурга, который проводит эксперимент над собой и над другими. В то же время эта способность часто бывает чрезмерной и даже лишней. Она мешает найти работу, потому что редко где нужна, и тебе приходится идти на компромисс.

На Петре: рубашка и брюки HOUSE OF LEO; на Константине: рубашка и брюки HOUSE OF LEO, ремень LIME

При этом у вас очень богатая и разнообразная фильмография: от главной роли в «Ученике» Кирилла Серебренникова, где вы сыграли вместе с Сашей Горчилиным, до сериалов «Доктор Преображенский» и «Секреты семейной жизни».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Всё только начинается» «Всё только начинается»

Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин дают совместное интервью

OK!
Революционный порядок и безопасность Революционный порядок и безопасность

Полномочия органов ОГПУ неуклонно расширялись...

Дилетант
Северо-восторг Северо-восторг

Открываем в России невероятные места (и учимся выговаривать их названия)

VOICE
Новичок спасает «Спартак», фанаты освистывают «Краснодар»: итоги тура РПЛ Новичок спасает «Спартак», фанаты освистывают «Краснодар»: итоги тура РПЛ

Итоги второго тура чемпионата России по футболу

Forbes
Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах

На отдыхе в вашем бокале может оказаться много интересного помимо заказанного

Maxim
Зло с человеческим лицом Зло с человеческим лицом

Самые кровожадные психопаты в мировой истории

P.I.C. Partner In Crime
«Дайте свет!»: почему энергосистемы мира не справляются с жарой и энергопереходом «Дайте свет!»: почему энергосистемы мира не справляются с жарой и энергопереходом

Почему энергосистемы не выдерживают жару? Можно ли решить эту проблему?

Forbes
Почему кошки мяукают на нас: интересная особенность эволюции Почему кошки мяукают на нас: интересная особенность эволюции

Как кошки общаются с людьми?

ТехИнсайдер
Поговорим начистоту Поговорим начистоту

Ритуал очищения кожи летом должен быть особым

Лиза
Кругосветка по-новгородски Кругосветка по-новгородски

Как можно увидеть мировые достопримечательности, не покидая Россию

Лиза
Теневые короли и их великий «Шелковый путь 2.0» Теневые короли и их великий «Шелковый путь 2.0»

«Шелковый путь»: сетевая империя, которая изменила очень многое в XXI веке

P.I.C. Partner In Crime
«Криворукие гуманоиды», или Поговори со мной, машина! «Криворукие гуманоиды», или Поговори со мной, машина!

Мог ли чат GPT появиться в России и почему Китай скоро обгонит США

Наука
«Да пребудет со мной сила!»: практика самоподдержки «Да пребудет со мной сила!»: практика самоподдержки

Как развить навык самоподдержки?

Psychologies
Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось

Почему комариные укусы чешутся и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Созидать Россию снизу Созидать Россию снизу

Как генерал Врангель и премьер Кривошеин землю делили

Дилетант
Правила хранения джина, виски и водки Правила хранения джина, виски и водки

Почему водка иногда теряет свой вкус и откуда в виски появляются ноты резины?

СНОБ
Ученые показали, что мы краснеем, когда нам неловко перед собой Ученые показали, что мы краснеем, когда нам неловко перед собой

Краска стыда связана с эмоциональным обучением и тем, что делает сам человек

ТехИнсайдер
Так и тянет стянуть Так и тянет стянуть

Клептомания: личные истории о жизни с этим диагнозом

P.I.C. Partner In Crime
«Если бы я только использовала возможность побыть с бабушкой и дедушкой»: 3 преимущества сожалений «Если бы я только использовала возможность побыть с бабушкой и дедушкой»: 3 преимущества сожалений

Когда вздохи по решениям и упущенным возможностям вредят, а когда — развивают

Psychologies
Контрреволюционер-реформатор Контрреволюционер-реформатор

Гибель Петра Столыпина стала поворотной точкой в пути России к перевороту

Дилетант
Как одиночество усиливает тягу к сладкому Как одиночество усиливает тягу к сладкому

Как отражается одиночество на пищевом поведении и эмоциональном состоянии

Здоровье
Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга» Дин Итэн: «Жизни обычных людей во всем мире похожи друг на друга»

Премьера спектакля китайского режиссера Дин Итэна «Я не убивала своего мужа»

Монокль
Кризис романтических отношений? Вот почему у людей любовь не клеится: точное объяснение! Кризис романтических отношений? Вот почему у людей любовь не клеится: точное объяснение!

Как создать здоровые романтические отношения?

ТехИнсайдер
Почему Toyota Crown Signia считается лучшим универсальным автомобилем? Почему Toyota Crown Signia считается лучшим универсальным автомобилем?

Toyota выпустила «мастера на все руки», не имеющего конкретной специализации

4x4 Club
О природе постыдного: чем занимались нейробиологи в караоке О природе постыдного: чем занимались нейробиологи в караоке

Почему люди краснеют от стыда и смущения?

СНОБ
Аннигиляция в вопросах и ответах Аннигиляция в вопросах и ответах

Что такое аннигиляция?

Наука и жизнь
Чемоданное настроение Чемоданное настроение

Елена Подкаминская — сильно необычный путешественник из самых необычных

OK!
Акция «В постели за мир» Акция «В постели за мир»

Лежачий протест Джона Леннона и Йоко Оно против войны во Вьетнаме

Дилетант
Как книга Гете «Страдания юного Вертера» спровоцировала суициды в Европе! Интересная история Как книга Гете «Страдания юного Вертера» спровоцировала суициды в Европе! Интересная история

Как роман Гете создал феномен «Эффект Вертера»

ТехИнсайдер
Вступил в силу новый порядок возврата переведенных мошенникам денег: какие есть риски Вступил в силу новый порядок возврата переведенных мошенникам денег: какие есть риски

Почему финансовые организации теперь должны проверять все переводы клиентов

Forbes
Открыть в приложении