Елена Лашкова
Совладелица легендарной инженерной компании «ГЕОИЗОЛ» возводила Лахта-центр, вантовый мост и реставрировала полсотни музеев (памятников архитектуры!). В 2022-м Елена модернизирует Пушкинский машиностроительный завод, участвует в возрождении кронштадтских фортов и в стройке важного для «Петербурга будущего» проекта — Витебской развязки ЗСД.
Ситуация в мире заставляет задуматься о глобальных процессах. Я недавно разговаривала с одним известным архитектором, бывшим советником мэра Лондона, и мы сошлись в ощущении, что архитектура сейчас скорее не развивается. А как дела обстоят в инженерии?
Я выскажу депрессивную мысль — ничего принципиально нового в инженерии не происходит. Чтобы построили Эйфелеву башню, разработали новые конструкции — ничего подобного нет. Новое появляется только в высотном домостроении, но это архитектура особенная: я бы сказала, что речь идет скорее о количественных, чем о качественных изменениях. Строительство экологичных зданий с нулевыми выбросами углерода, которое сейчас считается передовым достижением, тоже происходит за счет технологий, изобретенных 10, 20, а то и 30 лет назад.
Есть ли в инженерии неиспользованный потенциал — что-то, что теоретически возможно, но на практике не внедряется?
Конечно! Я, например, не понимаю, как при наличии современных технологий мы до сих пор используем в строительстве густо армированные металлом бетонные конструкции. В 2020 году мы открыли композитный пешеходный мост в Петербурге через реку Лубью. Почему такие мосты не строят повсеместно? Почему так мало строят корабли из композитных материалов? Мои вопросы адресованы не только к России, но и ко всему миру. Строят, грубо говоря, так, как и сто лет назад.
Почему так происходит?
Главное, нет запроса от архитекторов на новые формы. Все проекты, которые сегодня выдаются российскими и зарубежными архитекторами, решаются по старинке. Задача строителей — реализовывать идеи. Архитекторы должны только захотеть предложить что-то прорывное, мы же можем решить сегодня практически любую задачу. Я бы еще сказала, что конкретно в нашем городе есть страх перед чем угодно непривычным. Был стоящий, на мой взгляд, проект Нормана Фостера для Новой Голландии, было интересное предложение накрыть куполом Апраксин двор от бюро Wilkinson Eyre. Их почему-то испугались… Впрочем, не реализована и концепция реновации Апраксина двора, предложенная петербургской «Студией 44».
Поговорим о «Петербурге будущего». Каким вы представляете этот город мечты?
Петербург моей мечты выглядел бы следующим образом. Центр нужно просто отремонтировать и оставить в покое. Особенно это относится к Петроградской стороне, она разрушается на глазах, а это остров-музей. Экскурсии на него ради погружения в атмосферу ар-нуво были бы не менее интересными, чем в Прагу. Грустно видеть неотремонтированные здания — их не реставрируют, их не моют... Я бы хотела видеть при этом в центре как можно больше подземных сооружений, чтобы все, что можно спрятать под землю, убрали бы. Все провода, коммуникации, ливневую канализацию — чтобы дождевая вода не текла нам под ноги. Лет десять назад мы сделали альбом, в котором показали, как и где можно обустроить парковки в самом центре. Одну подводную на стрелке Васильевского острова, одну напротив Марсова поля вдоль Лебяжьей канавки, одну на Михайловской улице и под площадью Искусств, еще две под площадями