Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
Нет, говорят одни: нельзя сбросить со счетов физическое влечение. Конечно, уверены другие — те, для кого важны отношения без двусмысленности. Какое же место занимает сексуальность в отношениях друзей разного пола?
Мужчина и женщина — друзья? Еще лет сто назад это было сложно представить. Он и она жили в разных мирах, толком не зная друг друга за пределами супружеской пары. Затем женщины начали работать, в школах ввели совместное обучение, и все изменилось. Наши современники значительно позже своих предков женятся и выходят замуж (или вообще не вступают в официальный брак), и все больше времени и места в своей жизни мы уделяем дружбе.
«Потребность в друзьях у нас острее, чем у предыдущих поколений, а возможностей поддерживать дружбу больше, поскольку у человека без пары есть для этого время, — пишет в своем исследовании норвежский философ Хельге Сваре. — Для многих из нас друзья, а не семья становятся точкой опоры в жизни».
«Дружба между мужчиной и женщиной — теперь нечто само собой разумеющееся, — комментирует произошедшие перемены психоаналитик Серж Эфез. — Мальчики и девочки с раннего детства хорошо понимают друг друга, они близки эмоционально, и нередко бывает так, что „лучшей подружкой“ становится мальчик. Но здесь нет речи о сексуальном влечении. Оно рождается из различия, тогда как дружба питается подобием».
Так и у взрослых мужчин и женщин в дружбе на первый план выходит сходство характеров и интересов, а влечение выносится за скобки… хотя и не исчезает
«В ней нет эротики, — продолжает психоаналитик, — и в то же время дружба не может возникнуть, если он и она не чувствуют притяжения друг к другу». Друг — это тот, кто знает нас насквозь, кому мы можем открыть свою душу без прикрас и без утайки. Дружба легко обходится без тайны, которая необходима для того, чтобы возникло сексуальное желание.
«Желать другого — значит чувствовать, что его физическое строение не имеет ничего общего с моим, — объясняет психоаналитик и сексолог Катрин Блан. — Эта разница создает расстояние между мной и другим человеком, которое я стремлюсь заполнить при помощи сексуальности. А с другом все происходит иначе: бессознательно мы стремимся вновь испытать ту нежность, ту близость, которую когда-то переживали в отношениях с родителями, братьями и сестрами. И мы покидаем поле сексуальности, чтобы не спровоцировать ситуацию инцеста».
«Мы смотрим в одном направлении»
Татьяна, 44 года, визажист, и Руслан, 43 года, менеджер
Татьяна: С мальчишками я дружила с детства. С ними интереснее, комфортнее, понятнее. Я и парфюмерию люблю мужскую, могу одеться как подросток, борьбой раньше занималась, сейчас — боксом. Мужчины не зависят от настроения и всегда помогут разобраться в сложных ситуациях — что важно, что второстепенно…
С Русланом мы дружим 25 лет. Только дружим! Когда мне плохо, я звоню ему, еду к нему. Для чего? Успокоиться, поплакать… В нарды сыграть, про футбол поговорить. Посмеяться — обязательно. Мы очень хорошо друг друга знаем, столько прошли вместе. Буквально смотрим в одном направлении.
Муж не может стать женщине другом в полном смысле этого слова: с партнером невозможно открыться до конца, иначе потеряется необходимая для отношений тайна, загадка. А зачем быть загадкой для друга? Мой супруг относительно спокойно относится к тому, что я дружу с Русланом. Но я понимаю, как непросто принять наши отношения женам моих друзей.
Когда у Руслана были серьезные отношения, его жена спросила, почему у него в квартире на видном месте стоит моя фотография. Он ответил, что я ему как сестра. Тогда она спросила: а где фотография сестры?.. И она права: неизвестно, как бы я относилась к подруге детства собственного мужа, если бы она у него была. Наверное, это даже не ревность и не подозрение, что у нас что-то было или есть, просто любая женщина не захочет делиться своим мужчиной…
Руслан: Когда мы познакомились с Таней, нам было по 18 лет… Мы много времени проводили вместе и были очень близки, но между нами не могло возникнуть никаких интимных отношений — ведь Таня вышла замуж за моего друга. Нас объединяет наша юность, все, что было пережито вместе — и хорошее, и трагичное… Смерть моего друга, который был ее первым мужем, моя травма — в 22 года мне ампутировали ногу…
Но если бы в наших отношениях был сексуальный подтекст, дружба не продлилась бы так долго. Мы старые добрые и очень надежные друзья. Мне, конечно, проще, у меня сейчас нет семьи, у нее — муж, трое детей… Хотя, когда у меня возникают продолжительные отношения, моим избранницам не очень нравится Танино присутствие в моей жизни. Не понимают, ревнуют, подозревают. Возможно, потому, что с Таней сложно, она категоричная, прямолинейная, может многое сказать в глаза…