«Событие»: фильм об аборте, который потряс Венецианский кинофестиваль
С 20 января в российских кинотеатрах можно будет посмотреть фильм «Событие» — лауреата «Золотого льва», главной награды Венецианского кинофестиваля. Чем бытовая драма удивила зрителей и прессу и почему разговор о правах женщины распоряжаться собственным телом остается актуальным полвека спустя после легализации абортов в европейских странах?
1963 год, Франция. Анн изучает литературу и готовится к поступлению в университет. Она мечтает стать писательницей и уехать из душной провинции, в которой живет с неприветливой матерью и многочисленной родней. Будни Анн состоят из учебы, общения со сверстницами, походов по барам и танцев с местными парнями. После одной из таких вечеринок героиня узнает, что беременна. Для нее это значит, что на учебе и писательской карьере можно поставить крест. Аборты запрещены законом (принятым еще в 1920 году) и уголовно наказуемы. Когда от девушки, отчаянно ищущей помощи, отворачиваются все, включая врачей и лучших подруг, ей не остается ничего, кроме как прибегнуть к нелегальной и рискованной операции.
Больше манифест, чем фильм
Триумф «События» на Венецианском кинофестивале, где фильм Одри Диван, всего второй в ее карьере, получил главный приз, поначалу поверг профессиональную критику в частичный шок. Скромная по выразительным средствам, декламационная картина, больше похожая на заявление, чем на собственно произведение искусства, обошла мастодонтов от Педро Альмодовара до Паоло Соррентино. Более того, в конкурсе были фильмы несомненно куда более художественно тонкие: взять хотя бы «Власть пса» Джейн Кэмпион, которая с точностью хирурга препарировала маскулинный жанр вестерна. Тем не менее жюри во главе с режиссером «Паразитов» Поном Чжун-хо наградило именно «Событие». Это удачно перекликалось с решением жюри Каннского фестиваля того же года, которое наградило «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Титан» — кино также не слишком искусное, но бьющее наотмашь, тоже за авторством молодой француженки, снявшей второй фильм в карьере, тоже скорее манифест, нежели фильм, означающий новую высоту киноискусства.
В чем же значимость «События»? Если подходить к нему с точки зрения сухого киноведческого разбора, перед нами социальная драма в духе фильмов братьев Дарденн о молодой девушке, сталкивающейся с реальностью, в которой ее тело, по сути, ей не принадлежит. Одри Диван рубит с плеча: повествование разбито на отрезки, ознаменованные окончанием очередного этапа беременности, что превращает фильм в своего рода отчаянную хронику событий. Анн, которую играет пугающе органичная Анамария Вартоломеи (страшно представить, что творилось в ее голове в процессе создания актерского рисунка), нарочито лишена каких-либо ярких характеристик,