Директор «Российской креативной недели» Марина Абрамова: «Без креаторов не получится построить нашу Tesla из “Лады Калины”»
В 2022 году очередная «Российская креативная неделя» пройдет 7–10 июля в московском парке Горького. Ее идея состоит в том, чтобы чиновники и профессионалы креативных индустрий встречались для открытого диалога, новых идей и проектирования отраслей. Как сейчас обстоят дела в ней и будет ли продолжать государство помогать креаторам – в интервью директора форума и руководителя Роскультцентра Марины Абрамовой.
Как вам кажется, получилось установить полноценную коммуникацию между представителями креативных индустрий и органами власти? Ее отсутствие совсем недавно было серьезной проблемой.
В конце 2019 года в стране вообще никто не использовал даже это словосочетание «креативная индустрия». И не понимал вообще, о чем речь. Сейчас Правительство подписало Концепцию развития креативных индустрий до 2030 года, подключились разные министерства: в первую очередь Минкультуры, Минэкономразвития и Минцифры. Мы взаимодействуем с 32 регионами, решения принимаются на уровне губернаторов – есть рабочие группы и планы развития. В некоторых регионах уже приняты местные законы по креативной отрасли. Многое точно изменилось.
То есть государство научилось поддерживать креаторов?
Да, уже почти год работает Президентский фонд культурных инициатив – это около 3,5 млрд рублей в 2021 году и 8 млрд рублей в 2022 году. Было поддержано больше 10 000 проектов по всей России. Мне кажется, это хороший результат по сравнению с тем, что было два года назад. Тогда креативный бизнес говорил, что нет поддержки от властей, гранты получать тяжело и люди не умеют работать с НКО.
Сейчас мы надеемся на предметную поддержку креативного бизнеса: кредитные линии, налоги и послабления на эти годы, когда необходимо сделать невозможное. Немного оборотных денег позволили бы выжить маленьким компаниям, ведь креативный бизнес – это чаще всего малые и средние предприниматели, микробизнес. И так как это небольшой сектор, то речь идет о небольших суммах. Но это спасло бы от кризиса самую сложную, творческую и интеллектуальную индустрию.
Ипотека IT-шникам – хорошо, но они в основном не берут жилье в ипотеку. По аналитике это меньшее, чем они захотят воспользоваться, так как живут в свободном передвижении. А вот издателям, дизайнерам, архитекторам и урбанистам поддержка точно не помешала бы и закрепила бы их на местах.
Как будут действовать в новой экономической реальности представители креативных индустрий? Как вам кажется, они смогут стать опорой для восстановления экономики или их сбросят за борт, как балласт?
Я считаю, что мы находимся в моменте рестарта промышленности и экономики. Это новая точка возможностей. И смотреть на креативные индустрии как на второстепенные – это стратегическая ошибка. Сейчас, наоборот, нужно создавать креативные группы в каждой компании, собирать в них уникальных, нестандартно мыслящих людей. По крупицам искать интересных промышленных дизайнеров и создавать им лучшие условия работы. Тогда будет возможен перезапуск производств и выход из кризиса.