Дневник / Фестиваль
Формулы Мориса Бежара
О главном событии музыкального фестиваля «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге.
Нынешний фестиваль «Дягилев. P.S.» пройдет под знаком великого французского хореографа Мориса Бежара. После долгого перерыва знаменитая балетная труппа снова в России. Давно уже нет в живых самого маэстро, состарились любимые бежаровские звезды, сама труппа под руководством выдающегося танцовщика Жиля Романа ведет довольно замкнутое, монастырское существование в Лозанне, не допуская новомодных чужаков-хореографов и почти не позволяя переносить балеты Бежара на другие сцены. Этот принцип консервации вызывает немало недоуменных вопросов. Впрочем, есть у него и свои сторонники. В конце концов, должна же быть школа, где танцуют и учат исключительно по Бежару! А это особая техника, особый язык танца, соединяющий и дзен, и йогу, и некий мистический шифр, доступный только верным последователям и ученикам. Символично, что среди названий, обещанных фестивальной программой, значится и индусский балет «Бхакти III», с которого много лет назад и началось в России знакомство с искусством Бежара. Точнее сказать, это был почти любовный роман длиною сорок лет, в который оказались вовлечены многие выдающиеся наши танцовщики: Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Диана Вишнева, Фарух Рузиматов, Андрис Лиепа.
«Свобода» – ключевое слово для понимания философии Бежара. Вот почему его балеты не устаревают и сегодня. Вот почему его «Болеро» по-прежнему так волнует и тревожит. Что-то такое он сумел угадать в глобальном одиночестве человеческого силуэта на пустом красном столе, что-то услышал в мавританской мелодии, нарастающей и преследующей, как дурной сон. Впрочем, таким «Болеро»