Глава из новой книги Андрея Шмакова и Геннадия Йозефавичуса «Кухня “Метрополя”».

СНОБСтиль жизни

Город

«Метрополь»: икра и революция

Глава из новой книги Андрея Шмакова и Геннадия Йозефавичуса «Кухня “Метрополя”»

«Метрополь» задумывался как оперный театр. Музыка была страстью купца и мецената Саввы Мамонтова, первого владельца знаменитого здания на углу Театральной площади. Но до оперы дело так и не дошло. Еще до начала основных строительных и отделочных работ Савва разорился, попал под суд. Был потом, впрочем, оправдан, но судьба его самого амбициозного проекта сложилась совсем иначе. И стеклянный купол по проекту Шухова, который должен был венчать зрительный зал, стал крышей самого роскошного московского ресторана. Но что-то помпезно-оперное в облике «Метрополя» сохранилось до сих пор. И в пунцовом бархате диванов, напоминающем о театральных ложах, и в хрустале старинных люстр, и в церемониальных выходах официантов в черных фраках с подносами. Нигде так не чувствуется дыхание «большого стиля», как в этих стенах. Нет другого такого отеля в Москве, где бы так знали и дорожили классическими традициями русской кухни, успешно сочетая их с новейшими гурманскими тенденциями haute cuisine. Об этом подробно написано в новой книге «Кухня “Метрополя”», которая сейчас готовится к печати. Слово «кухня» использовано ее авторами Андреем Шмаковым, брендшефом отеля, и журналистом Геннадием Йозефавичусом в самом расширенном смысле. Это и основное место действия их повествования, и многочисленные рецепты, которые присутствуют в ресторанном меню, но это и подлинная закулисная гостиничная история, долгие годы остававшаяся исключительно достоянием архивистов.

В октябре 1917-го Москва, в отличие от Петрограда, большевикам сопротивлялась. В центре города шли бои, а «Метрополь», из окон которого простреливались подходы к городской Думе и Красной площади, так и вовсе превратился в крепость: в отеле засели юнкера, которым на несколько дней удалось отдалить неизбежное – взятие Кремля и установление в Москве власти большевиков и их союзников. Юнкера держались бы и дольше, но «Метрополь» стали расстреливать из пушек. С каждым выстрелом на фасадах оставалось все меньше декора, а в окнах – фасетчатых стекол, и юнкера – то ли убоявшись полного уничтожения «Метрополя», то ли осознав бессмысленность сопротивления артиллерии – гостиницу покинули, а там и Кремль пал. Большевики победили.

На одной из фотографий того времени видны нанесенные зданию повреждения: витрины цокольного этажа, окна, особенно смотрящие на Театральную, эркеры – все это разбито и забито досками. Разрушены целые куски лепных фризов, повреждены майолики, выбита часть стекол шуховского купола. Казалось бы, «Метрополь» превращен в руину, однако и отель, и даже ресторан продолжали принимать гостей (под запрет частные рестораны попали позже, в середине 1918 года).

«Большой зал ресторана в “Метрополе”, поврежденный октябрьской бомбардировкой, уже не работал, но в кабинетах еще подавали еду и вино. Там кутили, как во Флоренции во время чумы».

В «Хождении по мукам» Алексей Толстой пишет: «Большой зал ресторана в “Метрополе”, поврежденный октябрьской бомбардировкой, уже не работал, но в кабинетах еще подавали еду и вино, так как часть гостиницы была занята иностранцами, большею частью немцами и теми из отчаянных дельцов, кто сумел добыть себе иностранный – литовский, польский, персидский – паспорт. В кабинетах кутили, как во Флоренции во время чумы. По знакомству, с черного хода пускали туда и коренных москвичей – преимущественно актеров, уверенных, что московские театры не дотянут и до конца сезона: и театрам, и актерам – беспросветная гибель. Актеры пили, не щадя живота».

Попасть в метрополевские кабинеты многим было необходимо и по вполне практическим причинам: ресторан отеля был одним из немногих мест в городе, где провизия, благодаря запасам и пронырливости управляющего, все еще водилась. Не хлеб с опилками, который выдавался в обобществленных булочных по сотне грамм – или меньше – на человека в сутки, а настоящая булка, испеченная в подвалах гостиницы, не ржавая селедка, а сардины. Мила Полякова в «Воспоминаниях моей бабушки» пишет: «Зимой 1917– 1918 годов особенно плохо стало с хлебом, давали по карточкам – по 50 г на едока. Часто его не привозили в магазин или его не хватало на всю длинную очередь. Неотоваренные в срок карточки считались недействительными. Помню, несу 250 г на пять душ и радуюсь, что в этот день смогла его получить. Дома его аккуратно делили. Варили суп с рыбой и пару картофелин». Это, понятно, про «ту» сторону метрополевской стены, а за стенами полуразрушенного отеля, поверим Толстому и свидетельствам очевидцев, все еще ели и пили. Судя по деталям, правда, описывается не осень семнадцатого, а зима и весна восемнадцатого, когда после заключения Брестского мира подданные Вильгельма II получили особые привилегии (их имущество не могло быть национализировано, а уже национализированное должно было быть возвращено, им разрешалось вести обычную коммерческую активность, и за все это немцы страшно ценились; на них можно было переписать задним числом конфискованную собственность и даже получить кое-какие деньги) и наводнили Москву. Жилье им требовалось, питание – тоже, вот и занимали немцы – правдами и неправдами – номера в частично разрушенной гостинице и столы в ресторанных кабинетах. Впрочем, занимали номера не только иностранцы, но и все, кто мог заплатить золотом – ни керенки, ни деньги новой власти тут за деньги не считали.

Жил здесь, к примеру, бывший премьер Александринки Мамонт Дальский – предводитель анархистов и выдающийся авантюрист, по словам Толстого: «человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый». Дальский слыл «душой ночных кутежей», у него всегда водились выпивка, реквизированная у других постояльцев – тех же немцев (про то, как происходили алкогольные изъятия, у Алексея Николаевича целый кусок в романе), и закуска, найденная на черном рынке: икра, приличный хлеб, масло, сардины. Откуда у премьера водились деньги? К примеру, отсюда: «Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией, – приводит журнал “Коммерсантъ-Деньги” сообщение тех времен, – получила сведение, что 26 марта по ордеру коммунистов-анархистов реквизированы с целью уничтожения на складе общества “Кавказ и Меркурий” 369 посылок с опиумом, а на самом деле этот опиум продан спекулянтам. Сделка совершена в гостинице “Метрополь”, и деньги получил известный артист Мамонт Дальский. Расследованием установлено, что 200 посылок опиума по десять фунтов каждая проданы были спекулянту Журиковскому при посредстве комиссионера Маркевича за 100 000 рублей. Деньги от Маркевича получил Дальский. Маркевич и Журинский были задержаны и подтвердили это, у Журинского найдено опиума 200 посылок, остальные уже отправлены в Петроград».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистый лист Чистый лист

О каком вкусе забыли россияне, попав в зависимость от кофе?

СНОБ
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
5 способов удалить упрямую кутикулу дома: советы мастеров маникюра 5 способов удалить упрямую кутикулу дома: советы мастеров маникюра

Несколько способов удаления кутикулы с отличным результатом

VOICE
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно 5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно

5 истин о супружеской жизни, знание которых может помочь построить брак

Inc.
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
Такая красивая Такая красивая

Георгий Кардава ищет вдохновение на улицах и находит в женских лицах

Новый очаг
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Лиги настоящих джентльменов Лиги настоящих джентльменов

Зачем Азамату Мусагалиеву, Айдару Гараеву и Виктору Щеткову медиаспорт?

Men Today
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения

Почему землетрясения не поддаются прогнозированию?

ТехИнсайдер
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
Ксюша Прихотько Ксюша Прихотько

Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ru
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Строительные нормы против потребительского терроризма Строительные нормы против потребительского терроризма

Минстрой установил новые требования к отделке квартир

Монокль
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Открыть в приложении