Сквозь эпохи: 7 книг о том, как жили женщины в России
В преддверии международного дня солидарности женщин в борьбе за свои права «Правила жизни» задумались о сложных судьбах женщин в России — смелых, ярких, готовых постоять за себя. И о том, какими они были начиная с древнейших времен и до наших дней. Перед вами семь книг, где об этом можно прочесть подробно, шесть из которых — от первого лица.
Людмила Морозова, «Великие и неизвестные женщины Древней Руси»
Обывателю может показаться, что историю Древней Руси творили мужчины: одни князья и богатыри, за исключением разве что одинокой, но очень яркой фигуры княгини Ольги, жестоко отомстившей древлянам за мужа и крестившейся в Константинополе. Людмила Морозова разбивает этот стереотип и доказывает, что мы упустили из виду многих важных для истории женщин. Ее книга напоминает «Игру престолов»: княгини не были безмолвными овечками — стравливали князей, устраивали династические браки, плели хитроумные интриги, строили церкви и монастыри, затевали заговоры, любили, мстили, уходили в монастырь и исчезали со страниц летописей. Продолжить погружение в мир княгинь можно книгой «Женщины и власть в Московском царстве XV — начала XVII в.».
«Записки княгини Дашковой»
Ближайшая соратница Екатерины Второй, Дашкова была одной из самых влиятельных женщин в истории российского XVIII века. Скажем так, ее путь в политике (в ее случае — отношения с императрицей) не был простым, однако мы любим ее прежде всего за содействие идеалам Просвещения. Она стала первой в мире женщиной, возглавившей Академию наук, ее усилиями был составлен первый толковый словарь, она основала несколько литературных журналов, сама писала стихи, а еще первая подняла вопрос о необходимости замены io на единый знак на письме, который впоследствии стал буквой «ё». В «Записках» Екатерина Дашкова рассказывает о своей жизни, перенасыщенной именами и событиями, но по-своему очень свободной.
Мария Башкирцева, «Дневник»
Еще девочкой Башкирцева переехала с семьей во Францию — она мечтала стать художницей, училась живописи, выставлялась в салоне. Она вела дневник, где рассказывала о своих чаяниях, о романах с аристократами (на самом деле скорее — о любви и страстном желании любить), размышляла о природе творчества, соотношении жизни и искусства, записывала впечатления. Башкирцева очень эмоциональна и не стесняется этого. Она считает, что женщины имеют право творить не меньше, чем мужчины, — и гордится этим; хочет и признания,