Шифры, хакеры, шпионы: пока все разбираются с криптовалютой, редакция «Правил жизни» изучает историю криптографии
Да, в Москве действительно есть Музей криптографии. Он появился полгода назад, сейчас находится на переэкспозиции и готовится к открытию осенью, но нам удалось побывать внутри и узнать про самый древний шифр, самые популярные пароли и худшего майнера в мире.
Признаемся, прежде чем зайти в Музей криптографии, редакции пришлось расшифровать его геолокацию (такси высадило нас метров за 500 — между Ботаническим садом и концерном «Автоматика» с военной техникой у ворот). Обошли по кругу строительные леса — научно-исследовательская компания «Криптонит», часть многопрофильной ИТ-группы «ИКС Холдинг», возводит свой кластер — и оказались у дореволюционного двухэтажного здания красного кирпича, слишком модного, чтобы быть знаменитой «Марфинской шарашкой», но тем не менее это она. Тут и расположился музей.
Да-да, это та самая спецтюрьма МВД — МГБ СССР, описанная Солженицыным в романе «В круге первом». Здесь разрабатывали шифровальную аппаратуру, и писатель, отбывавший срок в 1947–1950 годах за измену Родине, приложил к этому руку. Спустя 70 лет об этом вспомнили в «Криптоните» — он обосновался под боком неслучайно — и развернули под крышей «шарашки» Музей криптографии, просто и наглядно рассказывающий историю коммуникации от древнеегипетской письменности до VPN.
Скажи пароль
Точнее, от VPN до Древнего Египта: музей, используя принцип обратной перемотки, сначала знакомит посетителей с цифровым миром во всем его богатстве. И хотя для многих первая ассоциация со словом «криптография» — криптовалюта, блокчейн и прочее NFT, здесь рассказывают не только и не столько об этом: криптография в первую очередь касается защиты персональных данных, кибербезопасности, шифрования и кодирования. Впрочем, крипте посвящена отдельная инсталляция — художники переоборудовали обычный калькулятор в майнинговую машину, чтобы показать: во-первых, биткоины при желании можно добыть практически любым электронно-вычислительным устройством, а во-вторых, майнинг — супернеэкологичное занятие, расходующее электроэнергию.
Позже мы узнаем, что кодирование и шифрование — не синонимы. Первый термин описывает переупаковку информации в форму для передачи. Например, вы когда-нибудь получали по электронной почте письма с кракозябрами? Это как раз несоответствие кодировок — производители программного обеспечения не смогли договориться об унификации. По той же причине, например, не всем доступны эмодзи в Telegram из очередного обновления.