Лучшие фильмы с Томом Крузом: 7 выдающихся ролей, 7 лиц одного актера
3 июля звезде «Топ Гана» и франшизы «Миссия: невыполнима» исполнилось 60 лет. По случаю юбилея кинокритик Илья Верхоглядов, обозревая насыщенную карьеру американского артиста, вспоминает различные типажи, в которых он представал на экране.
Герой арт-драм
Как известно, в начале 1980-х (после эпического кассового провала «Врат рая» Майкла Чимино) интеллектуальным драмам Нового Голливуда пришел конец — их окончательно вытеснили тентполы и постановки в формате хай-концепт. Среди них важное место занимает «Лучший стрелок» Тони Скотта — сверх-успешный экшен об авиаторах из элитного училища американских ВМС. Роль главного пилота досталась 23-летнему Тому Крузу — она же превратила молодого актера в мировую звезду и важную фигуру зарождающейся эры блокбастеров.
Тем не менее фильм не сделал его заложником экшен-жанра — Круз нередко работал и за пределами крупнобюджетной коммерции. Он сотрудничал с прославленными авторами, вроде Фрэнсиса Форда Копполы (совсем юным он появился в его coming-of-age-драме «Изгои», где играл набриолиненного драчуна, члена молодежной преступной банды), Мартина Скорсезе (взяв на себя роль молодого талантливого бильярдиста, он составил пару Полу Ньюману в спортивной драме «Цвет денег») и, разумеется, Стэнли Кубрика — актер снялся в его последнем шедевре «С широко закрытыми глазами» об эротических искушениях, подсознательных импульсах, а также столкновении влечения и морали, которое оборачивается острой тревогой и страхом преследования.
Мастер гротеска
В 1999 году вышел еще один фестивальный хит с участием Круза — трехчасовая «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, где артист предстает в образе карикатурного альфа-самца и мизогиниста, ведущего коучинг-сессий о любовном успехе и соблазнении. Как выясняется, под маской настырного мачизма и избыточной самоуверенности скрываются давние детские обиды — они-то и обнаруживают в герое нежную травмированную душу. Круз виртуозно исполнил эту смену личин, благодаря чему снискал ряд премий — в том числе «Золотой глобус», а также оскаровскую номинацию.
Схожую внутреннюю эволюцию (но не в гротескных формах) можно отыскать и в других фильмах Круза — например, в «Человеке дождя» (1988) Барри Левинсона, где актер сыграл циничного автоторговца, который крадет своего новоявленного брата-аутиста для получения наследства, но затем вдруг проникается к нему родственными чувствами. Раз за разом токсичная маскулинность дискредитирует себя — и такое разоблачительство очень точно вписывается в нынешний культурный контекст, что придает образам Круза дополнительную актуальность. К слову, во время съемок «Человека дождя» Круз оказался на одной площадке с великим Дастином Хоффманом — он вообще часто работал в дуэте с прославленными мастерами (помимо уже упомянутого Пола Ньюмана, можно еще вспомнить Джека Николсона из «Нескольких хороших парней», Роберта Дюваля из «Дней грома», Джина Хэкмена из «Фирмы»), но никогда не оказывался в их тени, не отходил на второй план.