Сестра братьев Райт: история женщины, которая помогла первому самолету взлететь
Братья Райт считаются изобретателями первого самолета. Они создали компанию, которая (после слияния с компанией конкурента) существует по сей день. Но отсутствие финансовых средств и патологическая застенчивость могли бы поставить крест и на изобретательской работе братьев, и на их бизнесе. Этого не произошло, потому что у них была сестра — Кэтрин Райт.
17 декабря 1903 года свой первый полет совершил «Флайер 1» — самолет, спроектированный братьями Уилбуром и Орвиллом Райтами. Они вошли в историю как авиаторы, первыми совершившие управляемый полет на воздушном судне тяжелее воздуха с двигателем. Но пока братья стремились в небо, на земле их делами управляла сестра.
Кэтрин Райт родилась 19 августа 1874 года. Мать умерла от туберкулеза в 1889 году, и поскольку Кэтрин была единственной девочкой, ей пришлось взять на себя ведение домашнего хозяйства. Она управляла домом в Дейтоне в штате Огайо, в котором помимо нее жили отец и четверо братьев, — и продолжала учиться: закончила среднюю школу и поступила в Оберлин-колледж (один из немногих в то время, куда принимали женщин). Правда, уже на первом курсе Кэтрин пришлось отложить учебу, чтобы ухаживать за Орвиллом, который заболел брюшным тифом. Проводя дни у постели больного, она в шутку называла его «младшим братцем», хотя он был на три года старше.
Почти все предметы давались Кэтрин легко, — кроме математики, так что ей приходилось трижды в неделю заниматься с Гарри Хаскиллом, который учился на два курса старше. В 1898 году она окончила Оберлин-колледж и через год устроилась учительницей латыни в среднюю школу, где, как шутил в одном из писем Орвилл, «срезала на экзамене многих будущих лидеров Дейтона». Кэтрин, в 15 лет ставшая хозяйкой в доме своих братьев, знала, как справиться с недостаточно прилежными учениками: «В моем классе постоянно оказывалось пять или шесть задир. Я была к этому готова и пресекала их остроумие в зародыше», — писала она в письме к отцу.
Кэтрин стала единственной из детей Милтона и Сьюзан Райт, кто получил высшее образование. К тому времени Уилбур и Орвилл уже вовсю работали над своим летательным аппаратом, вдохновленные успехами других авиаторов.
Взлет и падение
Это была «Эра Пионеров», когда многочисленные энтузиасты от авиации пытались освоить управляемый полет. Решение этой задачи требовало не только сложных расчетов, но и многочисленных экспериментов, которые не всегда заканчивались удачно. Например, еще в 1896 году при испытании планера собственного изобретения разбился знаменитый авиатор Отто Лилиенталь. Это событие потрясло братьев Райт, но не остановило их в стремлении подняться в воздух. Для проведения собственных испытаний они отправились в Северную Каролину, в город Китти-Хоук.
Переезд, проживание в чужом городе, постройка моделей и их испытание — все это требовало денежных средств. Их источником был семейный бизнес — магазин и мастерская по ремонту велосипедов, управляла которым Кэтрин. Она руководила рабочими, оплачивала счета и смогла сделать предприятие прибыльным, что позволило Уилбуру и Орвиллу продолжать свои эксперименты не только в США, но и в Европе. В отсутствие частных инвестиций и государственной поддержки веломагазин под управлением Кэтрин Райт был их единственным источником финансирования. Она и сама с удовольствием каталась на велосипеде, не обращая внимания на тех, кто считал это занятие недопустимым для женщин.